Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Фокстрот" реж. Самуэль Маоз

В дни ММКФ, где показывали "Фокстрот", на сцене театра им. Вахтангова гастролировала израильская "Габима", демонстрируя свою местечковую самодеятельность с караоке, приложенную к сюжету о певице, которая теперь, после смерти, для Израиля уже легенда, а при жизни немало страдала за свои "правые" взгляды. На спектакль я от кинотеатра "Октябрь" все-таки дошел, а "Фокстрот" пропустил принципиально, рассудив, что безвкусную провинциальную сионистскую чушь я еще смогу выдержать, а вот бесстыжую лживую антиизраильскую мерзость точно нет. Однако "Фокстрот" против всех ожиданий вышел в прокат, и вроде как "надо" его посмотреть, хотя кому и зачем надо, и не только смотреть, но и снимать подобные фильмы - тоже, в общем, понятно: пошлость и ложь здесь зашкаливают за любые мыслимые пределы.

Довольно длинная картина четко делится на части. В первой к благополучным гражданам Израиля является офицер с сообщением: их сын Йонатан погиб при исполнении воинского долга - родители безутешны, отцу велено пить воду по часам, мать вовсе в беспамятстве под уколами, дядя и сестра держатся чуть лучше, бабушка-маразматичка в приюте при известии о гибели внука "понимает все и ничего"; но - неожиданная перемена участи - выясняется, что погиб другой Йонатан, а этот жив-здоров, служит себе в некой "полосе отчуждения", и возмущенный отец требует, чтоб сына немедленно забрали из части, доставили домой. Тем временем - часть вторая - сын и несколько его сослуживцев скучают на заброшенном блок-посту, через которой хорошо если раз в сутки проедет легковушка да пересечет шлагбаум бесхозный верблюд. Развлекаются израильтяне тем, что катают по полу фургончика банку тушенки, и каждый раз она скатывается на секунду быстрее, чем предыдущий - значит, крен фургончика все сильнее, все глубже он погружается в зыбь, а чтоб никто не усомнился в символическом значении этой детали, персонажи уточняют прямым текстом: "мы тонем". Йонатан еще и художник, делает зарисовки - в общем, солдаты спят, служба идет, пока к КПП не подъедет наглая компания, из машины не вывалится пустая пивная бутылка, которую солдаты примут за гранату - и расстреляют пассажиров. Разумеется, тут же прибудет бригада с бульдозером, которая машину с телами закопает поглубже в песок - и шито-крыто. А Йонатана по настоянию отца ждет дорога домой и после короткой мультипликационной интермедии из анимированных рисунков, как бы принадлежащих самому герою, следует финал - снова безутешная семья, на этот раз извести о гибели Йонатана уже не оказалось ложным.

"Фокстрот", разумеется - копродукция с несколькими европейскими странами, включая Швейцарию, где, уж конечно, про войну знают больше, лучше, а думают точнее и правильнее, чем в Израиле, потому и финансируют, в частности, вот такие "пацифистские" произведения, попутно изобличающие зверства и ложь израильской военщины, преступления злобных евреев против мирного населения сопредельных или оккупированных территорий. Если какая-нибудь израильская картина получает международный резонанс - можно не сомневаться, что посвящена она будет исключительно вине израильтян перед мусульманами и преступлениям армии государства Израиль против человечности, оборачивающимся непременно против самих евреев, и поделом. Таким был и хваленый-перехваленый "Вальс с Баширом" Ари Фольмана -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/1441120.html

и "Ливан" того же Шмуэля Маоза -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/1765923.html

- и его свежий, тоже осыпанный фестивальными наградами "Фокстрот" из того же ряда, но здесь доходит до символики совсем уж непристойной ("мы тонем" и проч.), до Малера и Пярта в саундтреке (последнее прибежище негодяя), до спекуляций и насмешек над верой, позволившей еврейскому народу не пропасть в веках. В центре метафорической структуры "Фокстрота" - "сказка на ночь", некогда рассказанная Йонатану отцом. Про хранившуюся десятком поколений семьи и пережившей Холокост старинную Тору, которую отец мальчиком выменял в книжной лавке на порножурнал. Бабушка, чудом уцелевшая в Освенциме, мечтала, что Тора будет переходить следующим поколениям мальчиков, когда те станут воинами - однако начиная с отца Йонатана в этом качестве Тору заменил журнальчик с голой бабой на обложке, чьи соски прикрыты черными крестами. Переживает отец, впрочем, не за бабушкину Тору, а за то, что когда-то, будучи в армии, пропустил впереди себя следующую машину колонны и та подорвалась на мине. Для сына и подавно история с Торой и журнальчиком - в полном смысле "сказка на ночь", даже и не сказка - анекдот, который можно потравить от скуки с сослуживцами.

Такого сорта травестия, готовность променять Тору на порнушку, лишь бы не было войны, возможно, сойдет за проявление остроумия в той же Швейцарии - насчет Израиля не знаю, пускай они там сами судят, хотя насколько я понимаю, израильтяне кино собственного производства смотрят мало и понять их нетрудно. Я со своей стороны не претендую на то, что ортодоксальнее пророка Моисея, в Израиле бывал лишь раз и мне хватило (признаться, до сих пор не опомнюсь от шока, что в мире есть страна еще хуже, чем Россия...), но фильмы вроде "Вальса с Баширом" или нынешнего "Фокстрота" всякий раз вгоняют в ступор.

Из них, например, следует, что Израилю не нужна армия вовсе, потому что воевать ей не с кем, а в отсутствии реальных задач сионистские ястребы истребляют все живое кругом. Ну от соседей на территорию страны, понятно, изредка долетают разве что пустые пивные банки, и то случайно. А если б ответственные за государство прислушались к светочам мысли, местной передовой интеллигенции, вернули бы все захваченные земли арабам, отдали бы мусульманам их мечети, признали бы палестинские организации и т.п. - уж такая пошла бы жизнь, что помирать не надо, знай себе чти память жертв Холокоста и больше ни о чем плохом не думай! Иначе придется каждый раз возвращаться в исходную точку - вот такой фокстрот. Кстати, не надо думать также, что Йонатан, возвращаясь из части домой, подорвался на мине по примеру отцовского товарища - мин нет, откуда бы им взяться, ведь кругом исключительно мирное население; а грузовик, в котором солдат домой ехал, отвернул и свалился с обрыва, потому что на дорогу вышел бесхозный верблюд.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments