Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Акселератка" реж. Алексей Коренев, 1987

Когда "Акселератка" шла в советском прокате, а я это хорошо помню, меня на такие фильмы почему-то не водили, именно на русскоязычные, хотя в те же самые годы я спокойно смотрел в кино, к примеру, французский "Сюрприз Афродиты" с Ани Жирардо и Филиппом Нуаре, тоже криминальную комедию, и с куда более "рискованными" (по стандартам позднесоветским и по моему тогдашнему малолетству) моментами. А потом до этой и других подобных картин и подавно не добирался, но иногда удается выловить их случайно в телеэфире (специально, целенаправленно же не сядешь их глядеть) и восполнить пробел.

В главной роли Ирина Шмелева, на рубеже 1980-х90-х много снимавшаяся и быстро набравшая популярность, даже получившая к 1995му году звание "заслуженной", но затем эмигрировавшая в США, и хотя судя по фильмографии ее иногда приглашают в какие-то нынешние сериалы на эпизоды, с актерством как профессией завязавшая. Ее основной партнер - безусловная звезда 1980-х Никита Михайловский, чей взлет связан с подростковой мелодрамой "Вам и не снилось", до сих пор способной растрогать; здесь он уже большенький, взросленький; четыре года спустя Михайловский умрет от лейкоза, а в "Акселератке" он играет наивного страхового агента Кузю, влюбленного в пребойкую девицу, мечтающую работать в милиции.

Насколько ко времени на заре перестройки были подобные сюжеты - тридцать лет назад спорили, а сейчас это уже, наверное, неважно. "Акселератка" откровенно эксплуатирует наработки Гайдая ("Бриллиантовая рука"), Рязанова ("Берегись автомобиля"), причем это касается всего, начиная с фабулы сценария, заканчивая использованием музыки (песню Евгения Крылатова на халтурные стихи Леонида Дербенева за кадром поет давно вышедшая в тираж Катя Семенова). Анюта, чей энтузиазм не нашел понимания у "органов" (в лице персонажа Василия Бочкарева), по собственной инициативе расследует дело банды автоугонщиков, а влюбленный Кузя ей одновременно помогает и мешает своим навязчивым, ревнивым вмешательством.

Бандиты, как водится - самые колоритные фигуры, центральной паре, не говоря уже про ментов (их играют в основном актеры Малого театра - помимо начальника, Василия Бочкарева, еще и "агент под прикрытием" в исполнении Александра Потапова; а инспектор Рубашевский, получивший от Кузи полосатым жезлом по кумполу, достался Сергею Мигицко), до них далеко. Главарь банды Филимон - Игорь Кваша, однако даже он недостаточно яркий, ну обычный такой "советский преступник", знающий прикуп, живущий в Сочи, но обреченный на разоблачение. у Романа Филиппова экранного времени пожалуй что и больше, чем у Игоря Кваши - его персонаж, собственно, угонщик, которому Анюта навязывается в попутчицы: нескладный и, в общем-то, беззлобный увалень, он легко ведется на симуляцию женского внимания; режиссер пытается добавить образу трогательности, толстяк-угонщик Вовчик ласкает котенка - но это скорее пошлость, чем нежность. Мелькает в роли сочинской цыганки, тоже из окружения Филимона, молодая Алика Смехова. Наконец, "двое из ларца" - "подпольные" автомеханики в одинаковых голубых комбинезонах поверх желтых блуз, "апостолы", как называет их Вовчик, потому что носят имена Петр и Павел (Виктор Раков и Александр Постников) - вот они мне показались действительно забавными, при том что ничего для артистов ни драматурги, ни режиссер не придумали стоящего. Кстати, сегодня невинные "антиклерикальные" шуточки, разбросанные по картине, могли бы и оскорбить православных задним числом, если б у них действительно имелись какие-нибудь "чувства".

Но и хорошим, и средним актерам, по большому счету, в "Акселератке" нечего играть, настолько она вторична уже по замыслу, ирония дохленькая, криминальная интрига высосана из пальца и безнадежно устарела (милиционер, выдающий себя за богатого кавказца, чтоб втереться в доверие к нелегальному торговцу автомобилями - сегодня даже трудно понять, почему человек с деньгами не мог приобрести машину законно!), в любовном дуэте каждый из партнеров существует отдельно. Алексей Коренев вообще очень неровный режиссер, в его фильмографии - и нестареющие "Большая перемена" с "Вас вызывает Таймыр", и какие-нибудь совершенно несуразные, но любопытные на свой лад "Три дня в Москве", которые, между прочим, я тоже случайно и тоже совсем недавно с удивлением для себя открыл:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3732501.html
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments