Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Добряки" реж. Карен Шахназаров, 1979

Даже в последних своих фильмах Шахназаров, если брать творчество отдельно от остальных проявлений его публичной жизнедеятельности, показывает себя значительным и оригинальным мастером. Его профессиональному дебюту, а "Добряки" стали первой самостоятельной работой Шахназарова после выпуска из ВГИКа, мастерства, пожалуй, не хватает, но ценность их не в формальном совершенстве определенно: поразительно, но человек, сегодня способный в своих суждениях показаться либо безумным, либо (в лучшем случае) бессовестным, сорок лет назад, будучи сыном высокопоставленного партаппаратчика, прекрасно все видел, понимал и весьма смело, рискованно, откровенно о том высказывался.

Главный герой, точнее, анти-герой "Добряков" - аферист, шарлатан и ничтожество Гордей Кабачков: в актерской карьере Георгия Буркова немало было персонажей мелких, жалких, порченых, но, наверное, другого такого беспримесно омерзительного не найти. Одномерность, схематичность Кабачкова тоже несколько принижают достоинства фильма в целом - ну не Хлестаков, тем более не Бендер. Зато именно схематизм помогает четче проследить, как ну совершенно никчемное, ни на что не годное существо легко и быстро поднимается в статусе и социальном, и, что особенно любопытно, научном.

Гордей Кабачков - не хозяйственник, не общественник, он... искусствовед! Сотрудник, на минуточку, Института античной культуры! "Античный" антураж, с одной стороны, позволяет номинально абстрагироваться авторам от по-настоящему острых тем, с другой, придает возвышению Кабачкова какой-то совсем уж гротесково-фантасмагорический характер: где древние греки - и где Кабачков, а вот поди ты! В начале Кабачков, за которого весь ученый совет сообща переписал его беспомощную диссертацию, давит на жалость, поминает (врет) сиротское детство, упрашивает каждого из членов совета в отдельности проголосовать за него, мол, один голос "за" из девятнадцати ничего не изменит, но будет не так обидно - а в результате получает "за" единогласно! Затем, разменяв секретаршу (Валентина Теличкина) на директорскую дочку Ираиду Ярославну (молодая Татьяна Васильева), подбирается, тоже при попустительстве специалистов, к должности директора института, и когда тесть вынужден подать в отставку, занимает его место, сразу начиная диктовать профессорам, какие темы следует изучать и в каких аспектах.

В ролях ученых-"добряков" - Николай Волков, Владимир Зельдин и прочие "мэтры", и интересен здесь, собственно, не столько Кабачков, сколько сами "добряки". Их характеры тоже слабо индивидуализированы, но важно, что осмыслено само явление: подонка выносят наверх якобы приличные, достойные, добрые люди, своим благодушием, своей терпимостью к злу, слепотой, неспособностью, да и нежеланием противостоять гадам, мелким уродцам, невеждам. А Кабачкову без разницы, телеграф или Телемах - для специалистов-античников это лишь повод иронизировать... Про новоиспеченного кандидата наук они балагурят: "Теперь он не говорит "моя Геркулесова пята" - хоть в академики!" Не страшен, не опасен Кабачков как таковой - в действительности опасны вот эти "ученые", эти "мудрецы".

Леонида Зорина, автора сценария и лежащей в его основе пьесы - еще недавно можно было видеть на поклонах после театральных премьер, а Зорин наряду с Арбузовым остается (и дай бог здоровья Леониду Генриховичу) одним из немногих репертуарных русскоязычных драматургов советского периода, спектакли выходят все новые, но круг названий узок (в основном, конечно, берут "Варшавскую мелодию", недавно вспомнили про "Покровские ворота...), "Добряков" на сценах не увидишь, и про фильм-то дебютный шахназаровский сорокалетней давности мало кто знает, я вот только сейчас впервые посмотрел, случайно по телевизору застал. Между тем проблематика "Добряков" куда как актуальна, и даже если не уходить в аллегорические обобщения, а брать узко, конкретно - бьет не в бровь, а в глаз: взять хотя бы свежую историю с "историей", как Павел Уваров "защитил диссертацию" Владимира Мединского, когда вся "передовая общественность" зациклилась на Мединском и его бредовой писанине, а репутация "настоящих ученых", "приличных людей", "русских интеллигентов", чьими усилиями (уж одним ли благодушием ограничилось или "занесли" сколько-нибудь - неизвестно) жулик остался и при докторской степени, и, в конечном итоге, снова при должности, ничуть не пострадала!

Примечательно, что "хэппи-энд" с разоблачением шарлатана у Зорина и Шахназарова оборачивается не столько торжеством научной правды и человеческой справедливости, сколько очередным моральным конфузом вот этих самых "приличных людей", которые вынуждены, чтоб избавиться от Кабачкова, призвать на помощь его бывшего подельника, то есть опять-таки поклониться уголовнику. Но "Добряки" любопытны не только актуальностью сатиры, ролями выдающихся актеров и фактом дебюта Шахназарова в кино. Уже здесь соавтором-композитором для Карена Шахназарова становится Марк Минков, и главной музыкальной темой фильма служит мелодия, впоследствии известная как песня Аллы Пугачевой "Ты на свете есть!" К моменту съемок картины песни еще нет, а мотив будущего шлягера в "Добряках" варьируется бесконечно в самых разных формах и стилях - от джазового скерцо до вальса и даже танго!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments