Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Посвящение Петипа" в Большом: хор. Ролан Пети, Кристофер Уилдон, Сиди Ларби Шеркуаи и др.

Поскольку шапка "Посвящение Петипа" заранее совершенно меня не вдохновляла, я, полагая, что вечер такого рода будет целиком или почти целиком составлен из фрагментов балетов означенного Петипа (великого, великого - ради Бога...), чего мне даром не надо, и не планировал попадать на него вовсе. Лишь накануне открыл на сайте программу, вслед за чем сразу широко открыл глаза и еще шире рот, увидев, что в программе хореография от
Баланчина до Малифанта, включая Пети, Пастора и даже Шеркуаи (уж не знаю, насколько бы последнего оценил Петипа...), а танцуют, среди прочих, Лакарра с Дино, Мануэль Легри, Александра Ферри и т.п. Понятно, надо что-то думать, но одно дело подумать "а пети бы и не па?", другое - за день до события собраться, кто бы меня еще в Большом театре ждал... Однако благодетели мои не оставили меня своим попечением, и хотя в партере усидеть не удалось (слишком велик оказался конкурс среди маленьких любителей искусства на каждое свободное место), ну я не очень и старался, от добра добра не ищут, а из центровой ложи бельэтажа, пускай далековато, худо-бедно всех и все рассмотрел. Ловил себя на мысли, что не будучи ни знатоком, ни настоящим любителем балета, а в особенности классического, большинство номеров и многих исполнителей узнаю, почти всю хореографию видел раньше, почти всех артистов тоже, некоторых именно в этой хореографии.

Другое дело, что четырехчасовую программу, вероятно, составляли с таким прицелом, чтоб каждый в ней что-нибудь нашел себе по душе, следовательно, в результате каждому что-то показалось лишним, избыточным. По мне так кондовой "классики" многовато, хотя понимаю, в "Посвящении Петипа" хедлайнер присутствовал не в избытке. С другой стороны, несчастная "Голубая птица" из "Спящей красавицы" в редакции Григоровича и та в исполнении Дарьи Хохловой с Артемием Беляковым сильнее впечатляла, чем нудноватый, не совсем чисто станцованный Аленой Ковалевой и Якопо Тисси дуэт из "Бриллиантов" Баланчина. Вообще что касается исполнения - тут на первом месте для меня Люсия Лакарра с Марлоном Дино, причем если их "Закрученную спираль" я уже видел на "Кремлин-гала" (там это переводили "Поворот по спирали"), то Адажио Льва Иванова из "Лебединого озера", уж казалось бы, куда хрестоматийнее, просто потрясло, такого "лебедя" я не представлял себе прежде, у Лакарры он даже не "умирающий", а прям-таки "видение", "призрак" лебедя" это был. Но вот многообещавшая пара Людмила Паглиеро-Матиас Эйманн в па де де из "Дон Кихота" (редакция Нуреева) под занавес первого отделения, признаться, разочаровала. Зато радостно было увидеть Лопатина со Сташкевич, пускай и в надоевшем па де де из "Талисмана", раз уж в "Пьесе для него" мне вместо Лопатина достался второй состав. В то время как пара Смирнова-Фогель в дуэте из "Онегина" Крэнко и знакома, и малоинтересна, да и целиком этот позавчерашний драмбалет тоже: "находка" с зеркалом, откуда появляется в мечтах пишущей Татьяне ее герой вместе с ожившим "отражением" героини, давно приелась, не удивляет.

По хореографии приоритетный интерес в первом отделении для меня представлял дуэт из балета "Кутб" Сиди Ларби Шеркауи (Наталья Осипова и Джейсон Киттельбергер). Хореография Ролана Пети, допустим, в сравнении с Шеркуаи смотрится несколько старомодной, но Пети все же великолепен, а уж когда его танцуют те, кто должен, кто понимает - Изабель Герен и Мануэль Легри в нашем случае (от артистов здесь требовалось как раз понимание, осмысленность; техника и физическая форма - не в последнюю, но во вторую очередь), говорить нечего. Примечательно, что хотя "Нуреев" Демуцкого-Серебренникова-Посохова по сути не балет, а синтетическое шоу и программное, концептуальное высказывание в форме универсального мультижанрового (и мультимедийного) зрелища-блокбастера, отчасти неизбежно проигрывая в отсутствии всякого антуража, хореография Юрия Посохова из "Нуреева" несмотря на ни что, ни на ограниченную ее выразительность, ни на во многом сознательно стилизованный характер танцев, вырванная из шоу-контекста оказывается достаточно индивидуальной, по крайней мере дуэт Марго и Нуреева (Кретова с Овчаренко) узнаваем не меньше, чем дуэт из "Парка" Прельжокажа на вторую часть 23-го концерта Моцарта, хотя "Нуреева" я смотрел всего два раза, а "Парк" и целиком, "живьем" и в записи, неоднократно, а уж по частям подавно.

Во втором отделении любопытного, раритетного, эксклюзивного было номинально больше, но как ни странно, наилучшие впечатления от этой части вечера связаны для меня не с новым, а с известным мне материалом. Когда я первый и последний раз видел "Пламя Парижа", а было это, естественно, на выпуске спектакля, Цвирко еще не работал в Большом, а сравнивать составы я не хожу, возможности не имею, да и желания сильного, если честно - но вот на состав с Цвирко сходил бы! Пускай кто-нибудь скажет, что он, дескать, в прыжке тяжеловат, недостаточно изящен - может быть, но для "Пламени Парижа" именно Цвирко с его фактурой, с его темпераментом (танцевал он в паре с Маргаритой Шрайнер) - то, что нужно. Терешкина и Шкляров показали Па де де Баланчина на музыку Чайковского - стильная искусственная "штучка"; и такой сувенирной поделкой же воспринималось Па де де из "Спящей красавицы" Новиковой и Сарафанова.

"После дождя" на главный минималистский шлягер Арво Пярта в убогой хореографии Кристофера Уилдона тем не менее за счет отточенности движений Александры Ферри и Марсело Гомеса отлично прошел, но на затмил предшествующую ему "Закрученную спираль" Лакарры и Дино, при том что номер Маллифанта достаточно хорошо знаком. Сэ Ын Пак в паре с Артемом Овчаренко в Большом классическом па Гзовского казалась куколкой, игрушечкой, "неживой", но оттого, как ни странно, еще изысканнее, еще привлекательнее. Уж на что я активно не люблю затхлый драмбалет, а после "Прощального вальса" Патрика де Бана, хотя бы и танцевали его Изабель Герен с Мануэлем Легри, очень хорошо смотрелся номер из "Манон" МакМиллана, и не только благодаря Наталье Осиповой с Владимиром Шкляровым, но и по хореографии. Дуэт из "Тристана и Изольды" Пастора танцевала Светлана Захарова с Михаилом Лобухиным, хореография тоже, пожалуй, не супер, но Захарова выглядела в каждом движении очень эффектно. После проникновенного (не только по исполнению, но и по музыке, по свету - в сочетании) дуэта Захарова-Лобухин Гран па из "Раймонды" уже добивало - но отработали и его (Смирнова-Чудин и проч.) хорошо, что называется, "до последнего посетителя", концептуально доказали, что все исходит от Петипа и к нему возвращается, пускай в действительности - к счастью - далеко не все.
ПРОГРАММА

I отделение

П. Чайковский
Адажио из III части («Бриллианты») балета «Драгоценности»
Хореография Дж. Баланчина
@The George Balanchine Trust
Алена Ковалева
Якопо Тисси

П. Чайковский
Па де де Принцессы Флорины и Голубой птицы из балета «Спящая красавица»
Хореография М. Петипа, постановка Ю. Григоровича
Анастасия Денисова
Артемий Беляков

И. Демуцкий
Дуэт Марго и Нуреева из балета «Нуреев»
Хореография Ю. Посохова
Кристина Кретова
Артем Овчаренко

В.А. Моцарт
Дуэт из балета «Парк»
Хореография А. Прельжокажа
Екатерина Кондаурова
Юрий Смекалов

Р. Дриго
Па де де из балета «Талисман»
Хореография М. Петипа
Анастасия Сташкевич
Вячеслав Лопатин

П. Чайковский
Дуэт Татьяны и Онегина из I акта балета «Онегин»
Хореография Дж. Крэнко
Ольга Смирнова
Фридеман Фогель

П. Чайковский
Адажио из балета «Лебединое озеро»
Хореография Л. Иванова
Люсия Лакарра
Марлон Дино

Ф. Бакстон, Ф. Яркин, Sufi Vocal Masters, Mono & World's End Girlfriend
Дуэт из балета «Кутб»
Хореография Сиди Ларби Шеркауи
Наталья Осипова
Джейсон Киттельбергер

Ж. Косма
Дуэт из балета «Свидание»
Хореография Р. Пети
Изабель Герен
Мануэль Легри

Л. Минкус
Па де де из балета «Дон Кихот»
Хореография Р. Нуреева по мотивам М. Петипа
Людмила Паглиеро
Матиас Эйманн

II отделение

Па де де на музыку П. Чайковского
Хореография Дж. Баланчина
@The George Balanchine Trust
Виктория Терешкина
Владимир Шкляров

М. Рихтер
«Закрученная спираль»
Хореография Р. Малифанта
Люсия Лакарра
Марлон Дино

А. Пярт
Дуэт из балета «После дождя»
Хореография К. Уилдона
Алессандра Ферри
Марсело Гомес

Б. Асафьев
Па де де из балета «Пламя Парижа»
Хореография В. Вайнонена
Маргарита Шрайнер
Игорь Цвирко

П. Чайковский
Па де де Принцессы Авроры и Принца Дезире из балета «Спящая красавица»
Хореография М. Петипа, К. Сергеева, редакция С. Вихарева
Олеся Новикова
Леонид Сарафанов

Д.-Ф.-Э. Обер
Большое классическое па
Хореография В. Гзовского
Сэ Ын Пак
Артем Овчаренко

Ф. Шопен, М. Мартынов
«Прощальный вальс»
Хореография П. де Бана
Изабель Герен
Мануэль Легри

Ж. Массне
Дуэт из балета «Манон»
Наталья Осипова
Владимир Шкляров

Р. Вагнер
Дуэт из балета «Тристан и Изольда»
Хореография К. Пастора
Светлана Захарова
Михаил Лобухин

А. Глазунов
Гран па из балета «Раймонда»
Хореография М. Петипа, постановка Ю. Григоровича
Ольга Смирнова (Раймонда)
Семен Чудин (Жан де Бриен)
Маргарита Шрайнер (вариация)
Егор Хромушин, Иван Алексеев, Марк Чино, Давид Мотта Соарес (четыре кавалера)
Юлия Гребенщикова, Ана Туразашвили, Виктория Якушева, Ольга Баричка, Анастасия Денисова,
Ксения Жиганшина, Ольга Марченкова, Екатерина Смурова;
Иван Алексеев, Батыр Аннадурдыев, Антон Гайнутдинов, Дмитрий Ефремов, Михаил Кочан,
Артур Мкртчян, Давид Мотта Соарес, Максим Суров
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments