Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Пуленк, Лютославский, Рахманинов в БЗК: ГАСО, дир. А.Сладковский, сол. А.Малофеев, С.Небиеридзе

Не то что описывать - поскорее забыть хочется "официальную часть", предшествовавшую концерту: я понимаю, без дежурного конферанса с перечислением спонсоров не обойтись, раз такое дело - открытие, понимаешь, конкурса молодых пианистов!; и даже, пускай, без официоза двуязычного, коль скоро проект "международный" - хотя и с преобладанием граждан РФ и Узбекистана. Я, кстати, против пианистов из Узбекистана ничего не имею, наоборот, оттуда и Станислав Юденич (он, кстати, член жюри конкурса нынешнего), и великолепный его ученик Бехзод Абдураимов (последний к тому же этнический узбек и, как саркастично заметил Юрий Данилин, "любит плов"), но речь не об участниках отдельных, они могут оказаться исключительно одаренными и вырасти в великих музыкантов, пожалуйста, а об их составе в целом - позорище ведь! И что за безумие под играющий оркестр устраивать дефиле конкурсантов через партер большого зала консерватории с национальными флажками в руках - Мацуев как "художественный руководитель" мероприятия сам до такого додумался (его вкусу идея соответствует вполне...) или кто-то умный подсказал?!

Ну ладно, я пришел не ради дефиле, и даже не ради Мацуева, как большинство собравшихся, при том что Мацуева давно не слышал и его выступления с концертом, понятно, Рахманинова, ожидал не без любопытства, а ради двойного фортепианного концерта Пуленка в первом отделении: одно из любимейших моих произведений в мировой музыке, я его слушаю ну раз в неделю точно, и никакая другая музыка не дает сопоставимого заряда энергии - буквально, физически. Лежит в интернете, кстати, видеозапись авторского исполнения - Пуленк играет одну из сольных партий за год до смерти:

https://vk.com/video9666731_171332484

Но с ГАСО играл не Пуленк, а Александр Малофеев и еще один лауреат предыдущего "гран-компетишна" Сандро Небиеридзе. Второго я, признаться, почти не расслышал, а первого уже знаю, противный мальчик, "Мацуев в миниатюре. Ну да размеры - дело наживное, а лупит он по клавишам не хуже старшего товарища - однако именно потому мне интересно было в его исполнении послушать Пуленка, какая другая, а эта вещь требует напора, и чего-чего, а этого у Малофеева, думалось мне, в избытке. На деле выяснилось, что силенок-то пока маловато - откормится, поди (у конкурса, между прочим, и гастрономические спонсоры нашлись), а пока что не тянет. В разделах же, где требуется не сила, а вкус, утонченность, концерт Пуленка вышел просто ни на что не похожим, нечленораздельная "каша" - вот, наверное, то же чувствуют на "панк-молебнах" оскорбленные в чувствах верующие!

Однако против ожиданий главное огорчение, связанное с Пуленком, доставил... ГАСО - ну что ж такое?! Александру Сладковскому следовало бы фонограммой дирижировать! Я его помню тощим прыгучим стажером - прыгучесть с годами не утрачена, но Сладковский превратился в мультяшную пародию на дирижера, такими их изображают в комиксах, при чем тут музыка?! Полтора года назад Люка Дебарг и Реми Женье играли двойной концерт Пуленка с простигосподи "Новой Россией", да еще и под управлением Дениса Власенко -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3451714.html

- но и то приличнее было, а где вроде бы "Новая Россия" и где ГАСО!!

Впрочем, для биса юниорский дуэт выбрал - сами или опять-таки кто присоветовал - ни много ни мало "Вариации на тему Паганини" Лютославского, без оркестра. Как ни странно, в прошлый раз я слышал Малофеева, когда он играл в дуэте с Мацуевым (!) и с оркестром эти самые "Вариации...", и не казалось, что ужасно -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3205275.html

- а тут ну прям-таки невозможно! Про публику достаточно сказать, что в паузу "Вариаций..." она, к моему неудивлению, восторженно захлопала, и присутствовавшие при сем молчаливо оркестранты жестами напрасно пытались воспрепятствовать меломанскому беспределу.

То ли по принципу "ко всему готовы, ничего не жаль", то ли правда я по Мацуеву "соскучился", но после долгого перерыва - а я не хожу на Мацуева и не хожу на программы с концертами Рахманинова (даже когда 2-й концерт Плетнев играл, я не пошел! говорят феноменально...) Мацуев в 3-м концерте Рахманинова меня мало что не раздражал, ну всяко меньше бесил по сравнению со Сладковским (ушедшим в астрал с концами и забывший про то, что оркестром надо управлять, а не прыгать и рожи корчить), показался неожиданным, местами захватывающим, и совсем не грубым там, где грубость противопоказана, а там, где надо, поддавал "жару" в своем стиле, но тоже уместно, убедительно. Вообще Мацуев в материале, сообразном уровню его интеллекта и темперамента (Чайковский, Рахманинов, а также, что удивительно, но если вдуматься, предсказуемо, Прокофьев - но, конечно, не венские классики, не романтики, и уж точно не Шнитке, хотя за него Мацуев тоже брался на моей памяти и я это слышал...) может быть хорош и лучше многих. Грешным делом успел подумать: а вдруг Мацуев нарочно таким образом организует все, чтоб на общем фоне выигрышно себя подать - но быстро отказался от предположения, для Мацуева это чересчур сложная схема.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments