Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Кризис", 1946; "Музыка в темноте", 1948, реж. Ингмар Бергман (ММКФ)

По какой-то давно забытой пьесе снятый кинодебют Бергмана "Кризис" вроде бы и не выдает будущего "настоящего" Бергмана ничем, но если знать, что Бергман будет делать дальше, то в "Кризисе" как в змеином яйце уже просматриваются и "Молчание", и даже "Осенняя соната". Хотя комедийно-мелодраматический сюжет весьма незамысловат. В глухом провинциальном городке живет девушка Нелли, ее приемная мать Ингеборг дает уроки музыки а их квартирант, ветеринар Ульф, давно в Нелли влюблен. Неожиданно приезжает родная мать Нелли, преуспевшая со своим модным магазинчиком, и изъявляет желание спустя 18 лет забрать дочь к себе, а ее любовник Якк сразу принимается совращать девицу. Нелли всего лишь старается отделаться от ухаживаний Ульфа, потому соглашается на переезд в столицу.

Однако проблематика "Кризиса" не сводится к сюжету. Ингеборг, приемная мать Нелли, смертельно больна. В ожидании неизбежной кончины она хочет еще раз повидать дочку, едет к ней в столицу, где неожиданно с ней откровенничает Якк, после чего, возвращаясь поездом домой, Ингеборг не может заснуть в вагоне, думает о том, что ее любовь к Нелли тоже небескорыстна, пусть и не в прямом смысле, она лишь цепляется за нее из собственного страха возраста, болезни, смерти, одиночества, и в этом не отличается ни от родной матери Нелли, ни от пошляка, сожительствующего с матерью и с дочерью - Ингеброг в ужасе начинает колотиться в верхнюю полку, взывая к богу, и это уже вполне себе "Бергман Бергманович", ну еще не "письма на несуществующем языке", конечно, и тем не менее. Как и развязка линии Якка - добившись от Нелли желаемого, для чего шуту пришлось разыграть целое представление по заранее придуманной пьесе (с матерью раньше он обошелся так же, как теперь с дочерью), он вдруг кончает с собой, и не просто себя убивает, а стреляет себе прямо в лицо - что вдвойне символично, учитывая забавное обстоятельство: магазин и апартаменты, где обитает Нелли с матерью, расположены через стенку от... театра, и все драматические сцены разыгрываются под доносящийся из-за стены шум некоего представления.

Хотя Ингеборг все же умирает от тяжелой болезни, "Кризис" завершается, в сущности, хэппи-эндом, Нелли вернулась, они с Уффе будут вместе, и под звон церковного колокола Ингебор в финале наблюдает, как Нелли и Уффе идут "не рука об руку, но рядом", как уточняет авторский голос за кадром.

"Музыка в темноте", несмотря на экспрессивный и визуально даже слишком вычурный пролог - кино в целом более "обыкновенное", мелодраматическое, с нехитрым социальным уклоном. Бенгт, молодой человек из обеспеченной семьи и одаренный музыкант, в результате ранения на войне теряет зрение. Невеста разрывает помолвку, с родителями нет согласия, а в загородном доме ослепший Бенгт сближается с горничной Ингрид - подыграв на церковном органе по случаю похорон отца девушки. Ингрид привязывается к Бенгту очень горячо и не без его влияния всерьез задумывается о собственном будущем, планирует получить образование. Но нелепая случайностью - "я теперь могу жениться только на горничной", опрометчиво восклицает герой вслух, сослепу не зная, что влюбленная девушка находится поблизости - прерывает их общение.

В королевскую музыкальную академию Бенгта не зачисляют и он устраивается тапером в ресторан, живет на съемной квартире, где его обворовывает хозяйский сын-подонок, а когда жульничество выходит наружу и Бенгт пытается с мелким ублюдком разобраться, его же обвиняют в нападении, а до кучи и в попытке... совращения несовершеннолетнего - и как слепому защитить себя? Ресторанная карьера не задалась, и Бенгт идет преподавать музыку, а заодно настраивать инструменты в школе для слепых. В лучшем случае после нее герою светит место за органом в сельской церкви, да и то без гарантий - но на всю Швецию лишь один случай, чтоб церковный совет одобрил слепого органиста.

Социальный, правозащитный пафос "Музыки в темноте" с привкусом сентиментальности даже для раннего Бергмана нехарактерен, но даже здесь какие-то важные режиссеру мотивы сквозь бабские слюни и "гуманистическую" идеологию пробиваются. Бенгт обсуждает с приятелем перспективы стать деревенским органистом: "Боюсь я не слишком религиозен"-"Главное, чтоб пастор не оказался безбожником". Бенгта такой аргумент не убедил, но по сюжету после всех перипетий (слепой музыкант Бенгт "отбивает" Ингриду у зрячего и сильного здоровяка-лесоруба, ее однокашника по школе!) все упирается именно в пастора, опекуна Ингриды, который пытается отговорить молодых от брака, предупреждая, как нелегко им придется.

Однако пастор, как и было сказано, не оказался безбожников, любовь Бенгта и Ингрид одолела его предубеждения и история закончилась "счастливо" - как если бы и не Бергмана фильм. Да и в целом слепота "моральная" и чуть ли не "классовая" - тоже не слишком оригинальная аллегория, не бергмановского пошиба. Такое немножко "Сказание о земле сибирской" (выпущенное, кстати, с "Музыкой в темноте" практически одновременно), только, конечно, без присущего православным фашистского пафоса, но мелодраматизм все равно натужный, а пасторы-безбожники в творчестве Бергмана появятся позднее.

Отдельный рассказ - обстановка в кинозале ГТГ, разительно отличающаяся от общефестивальной: публики немного и среди зрителей минимум с аккредитациями, в основном по билетам, но со своей спецификой: мужик посолиднее и попригляднее ведет бабу на балет или на живую Чурикову, а чмо безденежное, у которого тоже кой-какие потребности имеются - в Третьяковку на Бергмана - вроде и статусно, и экономно, и чем еще нищий урод способен привлечь самку, если не "интеллектом", для чего Бергман годится идеально, где Бергман, там и интеллектуалы, как мухи, слетаются; самки, правда, подстать - мартышки в очках; спасибо Бергману - обеспечивает размножение не только "альфа-", но и "омега-"особям, и в сущности, это бергмановскому взгляду на устройство мира, на человеческую природу соответствует, только не периода "Кризиса" и "Музыки в темноте", а более зрелым его произведениям, "настоящему Бергману", то есть.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments