Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Розенкранц и Гильденстерн", ТЮЗ им. А.Брянцева, СПб, реж. Дмитрий Волкострелов

В том формате, где работает Волкострелов, "Розенкранц и Гильденстерн" должен считаться образчиком совершенства - с одной стороны; с другой, как ни странно, в сравнении с большинством предыдущих его опусов "Розенкранц и Гильденстерн" сколько-нибудь терпеливому неофиту тоже, пожалуй, поперек горла не встанет. По крайней мере актеров здесь видно и слышно, они разговаривают, а иногда даже поднимаются со стула и отходят к стене, их речь членораздельна и осмысленна. Волкострелов берет ситуацию шахматного матча Карпов-Каспаров, в 1984-85 гг. растянувшегося на несколько месяцев и прерванного без объявления победителя. По возрасту Волкострелов вряд ли помнит, как в перерывах между выпусками "Сегодня в мире" и британскими телефильмами про мисс Марпл ежедневно ЦТ СССР давало сводки состязания - а я помню, и хотя шахматами никогда не интересовался, меня передвижение магнитных фигурок на вертикальном табло по малолетству занимало. Волкострелов "занимать" никого не собирается, но и совсем уж тоску нагонять на этот раз не хочет. Он помещает противников по шахматам в структуру пьесы Стоппарда "Розенкранц и Гильденстерн мертвы", вернее, Стоппард второстепенных шекспировских персонажей выводил на первый план, "укрупнял" и достраивал им драматургию, не прописанную у Шекспира, но в рамках обозначенной первоисточником сюжетной канвы с ее фатальной для всех, включая Розенкранца с Гильденстерном, развязкой; а Волкострелов их из этой структуры извлекает, чтоб надстроить поверх свою.

Идея, по совести сказать, не самая свежая - мне попутно вспомнился имевший хождение лет пятнадцать назад в театральной среде прикол насчет Ромы Розенкранца и Гриши Гильденстерна, но для Волкострелова, понимаю, это, во-первых, мелко, а во-вторых, рискованно. Он выходит на обобщения куда более высокого порядка. 1984-85 год - закат СССР, обратный отсчет пошел. Два молодых актера за шахматной доской с осторожной оглядкой на прототипов (голоса шахматистов в записи иногда пробиваются: утомленно блеет официозный Карпов, дерзкий молодой Каспаров заявляет о себе) не двигают фигуры, но поначалу, как у Стоппарда в пьесе, бросают монету, играют в орлянку: шахматы - рациональная, интеллектуальная игра, орлянка - игра случая, Волкострелов их уравнивает. Далее партии, хронометрированные субтитрами, наполняются диалогами самыми разнообразными - от цитат из лесковского "Левши" до позднесоветской пропагандистской публицистики, от аннотаций к классикам марксизма-ленинизма до анекдотов времен "развитого социализма". Романсы у Волкострелова, случалось, пели, жареной картошкой зрителя кормили, а вот анекдотов еще не рассказывали - смелый шаг радикального режиссера! Анекдоты, правда, с "бородой", из подборки газеты "Советская молодежь" 1988 года, но многим, видимо, пришлись по вкусу - в зале пару раз засмеялись. Когда это на спектаклях Волкострелова смеялись?! и не истерически, от безысходности, как на "Я свободен", к примеру, а честно, от души, потому что смешно, пускай это хотя бы всего лишь реприза "вопрос-ответ" в духе "армянского радио"?

Плюс нарочитые, хотя привычные для "постдраматического" театра паузы-цезуры, разбивающие синтагмы в самых неожиданных (провокационно, эффективно, но чересчур искусственно) местах - вплоть до "спотыкания" актеров между именем и отчеством того или иного исторического деятеля. Помимо датировки внутренняя хронология "действия" (а по волкостреловским стандартам происходящее можно вполне назвать "действием") обозначается еще и точным временем восхода и заката, как принято было прежде указывать в календарях. Вдобавок к цитатам литературным и публицистическим, шахматам и орлянке, вопросам и ответам непосредственно из пьесы Стоппарда (про которую не забываем) персонажи-визави играют в города СССР, перебирая то "миллионники" с указанием численности населения, то расстояния в километрах. СССР, как и героя Шекспира-Стопарда, обречен, еще не зная об этом. Матч не будет доигран, никто не выйдет из него победителем. Ну это на случай, если кто не знал этого без Волкострелова. Кто знал и помнит, может при желании оценить красоту игры - переключение света, жонглирование выдержками разнородного литературного материала, под конец еще и вопросами из т.н. "анкеты Пруста" на титрах, остающихся, что характерно, без ответа. Ну, в целом, Волкострелов ставит по Стоппарду: "Нервотрепка как вид искусства. Или просто везенье?"
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments