Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Полина Осетинская и Алексей Гориболь в Камерном зале Дома музыки:Дебюсси, Бизе, Десятников, Гаврилин

Полдня провел на репетиции Плетнева, а вечером пришел на Осетинскую с Гориболем, то и другое мне по-своему близко, но разница все-таки колоссальная. У Гориболя с Осетинской исполнение тоже и осмысленное, и эмоционально сдержанное, но при этом как много внимания уделяют они внешней "отделке", изысканности форм, жесткости структур, утонченности стиля! Собственно, и вся программа так или иначе строилась на стилизациях, хотя в разных номерах противоположных по задачам. Общее название "Вокруг Дебюсси" оставило вопросы, поскольку где Дебюсси - а где Гаврилин, где Бизе - а где Десятников, уж больно широкий "круг" получается; но вот мотив игры, и незамысловатой детской, и сложной интеллектуальной, действительно оказался сквозным, объединяющим Шумана, Гаврилина и даже бисового Шварца.

Насколько я понимаю, в том же абонементе "Два рояля" я осенью слушал Вадима Холоденко с Алексеем Курбатовым:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3670566.html

Но Осетинская с Гориболем играли произведения не столько "для двух фортепиано", сколько "для фортепиано в четыре руки", что еще реже случается. Начали, правда, как раз с авторского переложения для двух фортепиано "Послеполуденного отдыха фавна" Дебюсси - в этой версии знакомый, да признаться и поднадоевший музыкальный материал звучит на удивление прозрачно, внятно, а еще поразительно, что вот, казалось бы, Дебюсси, импрессионизм, то есть, но при том у Осетинской (как и Холоденко, она училась у Веры Горностаевой) в дуэте с Гориболем каждая нота на счету, на виду, значима и слышна, а не так чтоб все в тумане и мареве; интонирование четкое, строгое - не всем, наверное, по вкусу (иначе не пользовался бы сумасшедшим успехом Дебарг, любитель по всякому поводу нагонять туману, а уж Дебюсси или Равеля ему только дай!), а мне - в самый раз.

Но честно говоря, наиболее интересным блоком в программе для меня стали несколько пьес Бизе из цикла "Детские игры". Вроде какое другое имя, а Бизе - в ряду первых, которые узнает любой, хоть как угодно далек он от музыки. Но камерные сочинения Бизе... - сам факт их наличия уже новость! - абсолютная терра инкогнита, ну или мне по невежеству до сих пор ни разу не доводилось с ними сталкиваться, те же "Детские игры" я мало того не слыхал, я о существовании их лишь благодаря нынешнему концерту прознал. Монотематические штучки, построенные на варьировании простейшего мелодического мотивчика, и не сказать чтоб яркого, но разработан каждый восхитительно, полное ощущение возникло, что пианисты играют композитора по меньшей мере двадцатого века, современника Десятникова!

Ну Десятников, понятно - где Гориболь, там и Десятников. "В сторону лебедя" из всей программы, как ни странно - лучше всего мне известное произведение, но может мне опять скажут, что в нем не заложена ирония, а я кроме игры с мифологизированным в музыкальной (и не только, театральной, живописной тоже) культуре образом, со стилями и техниками композиторскими (включая минималистскую) здесь ничего не нахожу, впрочем, ничего и не надо больше, мне хватает. "Альбом для Айлики" я до сих пор зато совсем не знал - милые "четырехручные" пьески, как бы тоже "детские", тоже, естественно, стилизованные, первая, "Тоска по родине" - остроумный "гибрид" полонеза с маршем (марш, правда, подавляет), последняя, "Средневековый танец", такая игровая псевдо-старинная вещица, а самая занятная, на мой вкус, предпоследнее "Детское диско" (послышались ли мне в нем последовательности из "Гнома" Мусоргского или Десятников их сознательно использует, обыгрывает?).

Симпатичные три пьески из "Восточных картин" Шумана я, признаться, пропустил практически мимо ушей - ничего плохого, но и зацепиться не за что. А пять номеров из "Зарисовок" Гаврилина - наоборот, хотя использованный в них тематический материал слишком хорошо знаком по балету "Анюта". Но вот тут как раз вопрос "отделки" - и не только композиторской, но и исполнительской: шлягерные "Вальс", "Часики", тем более "Тарантелла" безусловно узнаваемы с трех нот, но в версии для фортепиано в четыре руки, в исполнении Осетинской и Гориболя воспринимались как маленькие камерные шедевры, про то, что мелодии растасканы на рингтоны и рекламные заставки, не вспоминалось.

Главная - фактически, а не номинально - тема вечера отразилась и в выборе единственного биса: "Прощание с детством" Исаака Шварца на материале музыки к "Ста дням после детства" Сергея Соловьева. Вообще Гориболь (Осетинская в этом смысле для меня открылась с неожиданной стороны) часто и хорошо, пожалуй что и лучше кого-либо играет и записывает качественную киномузыку, умеет ее преподнести "академично", не в формате кроссовера, не в виде поп-хитов, но именно как настоящие, полноценные, нередко в самом деле выдающиеся музыкальные произведения - не теряя при этом живости, не роняя их популярности. Что касается и Десятникова, и Таривердиева - также и Шварца. Но в предложенной программе Десятников и Шварц оказались в одном ряду с Шуманом, Бизе и Дебюсси - и ничуть не проигрывали им, мало того, ощущались явлениями сходного порядка, да и хронологически сближенными, а не только стилистически родственными.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments