Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Действующие лица" и "Класс молодой режиссуры" в ШСП

Очень хороший, ценный, удобный придуман формат для презентации конкурсных пьес-финалистов в сочетании с т.н. "классом молодой режиссуры": постановщики представляют 15-минутные (максимум) эскизы, этюды, то есть за короткий отрезок времени, причем еще и днем, можно ознакомиться сразу с несколькими и новыми текстами, и новыми режиссерскими именами. Хотя не всегда новыми - некоторые из режиссеров, как Филипп Гуревич, а тем более Александр Созонов, уже в том или ином качестве известны. С драматургами то же - одна из пьес, вошедших в десятку, "С_училища" Андрея Иванова, и вовсе давно идет на сценах, включая московсккие (поставлена Семеном Серзиным в филиале театра им. Пушкина), но в основном как раз фамилии драматургов не говорили мне ни о чем.

Признаться, я не ждал многого и не получил больше ожидаемого. Плюс показов нынешнего года - режим нон-стоп, благодаря чему до того, как убежать на вечерний концерт, я увидел почти все презентуемые этюды, 8 из 11, а из трех оставшихся один был как раз по "С_училище" и еще один по внеконкурсной пьесе. Минус, и очень серьезный - отсутствие распечатки с аннотациями пьес, с их кратким содержанием (ввиду множества сошедшихся мероприятий типа форума и т.д. организаторы просто не успели их сделать); сборник текстов мне, конечно, подарили, но я не готов сходу броситься читать эти, с позволения сказать, пьесы целиком, а судить на бегу по 15-минутному этюду, не зная элементарной фабулы и особенностей композиционной структуры текста в целом, о том, что пьеса из себя представляет, затруднительно - все прошлые годы такая шпаргалка отчасти выручала, да и просто читать ее было местами забавно:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3551494.html

Тем не менее уже первый этюд задал некую планку, до которой потом остальным было, если честно, далеко: режиссер Филипп Гуревич (как актер он вместе с Надеждой Лумповой играет в "Золушке" Помра, но пока Золушка в декрете, спектакль из репертуара "Практики" убрали) представил пьесу Анастасии Букреевой "Ганди молчал по субботам". Рискну ошибиться, но, кажется, из текстов-финалистов этот наиболее перспективный, хотя и он достаточно вторичный, мне за 15 минут показа вспомнилась и Дорота Масловска, и Валерочка Печейкин, в общем, похожего абсурдистского апокалипсиса на семейно-бытовом субстрате, увиденного глазами юного героя, читано немало. По крайней мере опус не лишен поэтичности, к тому же он лаконичный (один из самых коротких в сборнике), а в показе приняла участие замечательная актриса театра им. Пушкина Анастасия Лебедева, сыграв роль бомжихи Лизы, которую подбирает под мостом главный герой Мот (парень-актер тоже одаренный, но фамилии его я не знаю) и приводит в дом, где живет с собакой Карамелькой, родителями, сестрой и дедом, постоянно собирающимся на войну против "фашистов" и разговаривающим с мертвецами. Не открывая новых горизонтов в плане формы, драматург мыслит в общем русле со своими европейскими современниками, подбирая к местному материалу универсальные стилистические ключи, пусть и наощупь, по наитию, то есть без откровений.

"Расстрелянное солнце" Дениса Касперова при награждении было отмечено даже не раз, и тема, допустим, "острая" - то есть для любой цивилизованной страны она была бы давно отработана и зачислена в хрестоматийные, а по туземным стандартам со временем только более "спорной" становится. Военные преступления русских в период Второй мировой войны, в частности, Катынь и то, что ей предшествовало начиная с захвата русскими Польши по сговору с их союзниками-нацистами, растерянность цивилизованных людей перед зверствами дикарей - это все в пьесе как бы есть, присутствует в виде где-то завуалированном, где-то смягченном, а где-то и откровенно в лоб подается но отсутствует адекватная форма высказывания, только праведные намерения. Среди действующих лиц еще и Сталин с Берией самолично затесались, в показанном этюде места для них не нашлось, зато режиссер Александр Созонов добавил для пущей актуализации некоего обобщенного быдлорусского плебея перед телевизором, которому показывают новости о победе Путина, а потом, как и пленных поляков, волокут пытать. В сегодняшней польской драматургии, к примеру, туча сочинений о "вине" поляков перед евреями, раздуваемой задним числом (и не без поддержки из Московии, ведь наводить тень на плетень куда как выгодно, и приятнее в чужое воображаемое говно соседей носом тыкать, чем расколупывать собственное) до масштабов совершенно несуразных, но как ни относись к теме, польские леваки-писаки хотя бы ищут для ее освоения театральные форматы посвежее, экспериментируют (зачастую уродливо, дешево, популистски - но все же) со структурой драмы; а пьесу Касперова мог бы написать и Афанасий Салынский, или Михаил Шатров, доживи они до момента, когда эта, а не иная проблематика считалась бы острой и провоцировала бы дискуссии - строго в рамках "приличий", разумеется. При всем том, уж как водится, "Расстрелянное солнце" - никакая не "русофобия", ни боже мой - несчастные поляки, которых русские ведут убивать, списывают их преступления на "советскую власть", на "коммунистическую идеологию", на НКВД, персонально на Сталина с Берией, на что и на кого угодно, но оставляя за православным зверьем утешительный миф о (автору хватает совести и вкуса подобные слова чуть ли не буквально вкладывать в уста главного героя - его сыграл артист ШСП Павел Дроздов) "великой стране и великой культуре".

"Красный павлин" Айрата Ахметова - более-менее ловкое, но стопроцентно эпигонское подражание Мартину МакДонаху, и даже отдельные мотивы из конкретное его пьесы, "Лейтенант с острова Инишмор", угадываются (допускаю, что все возможные совпадения случайны), хотя написан опус на материале постсоветских 90-х и представляет из себя, насколько я могу судить, нехитрую "черную" - бандитскую - комедию, завязкой сюжета которой служит отказ одного из персонажей отправиться "на дело" под предлогом, что ему не с кем оставить скучающего дома в одиночестве престарелого кота Лордика. Правда, надо отдать должное создателям этюда - актерам и режиссеру Антону Федорову из мастерской Юрия Погребничко в Щукинском институте, лихо они пару сценок разыграли.

"Позовите тетю Тоню" Юлии Шараповой - самый невнятный из показанных этюдов. Из трехактной (!) пьесы-комедии режиссер Виталий Когут взял начало и две актрисы что-то попытались изобразить на уровне, который и самодеятельным назвать будет чересчур лестно для них: одна озвучивала ремарки, другая появлялась из под груды шуб, диалог а ля Коляда ни о чем, хорошо что все быстро закончилось.

"Тракторина" Алексея Синяева отчасти заинтересовала меня неожиданным (хотя в сущности и предсказуемым, и примитивным, однако ж для нынешнего русскоязычного театра как бы "вызывающим") заходом: герою пьесы, деревенскому мальчику по имени Трактор, за время действия проживающему 11 лет (с 6 до 17), на всех этапах нелегко, над ним издевается дома отец, травят старшие соседские мальчишки, понимание он находит лишь у местной кликуши Бабы Миши, а в последней сцене герой выходит на клубные подмостки в образе травести-артистки Тракторины, и снова его поджидают обидчики. Так что "Тракторину" я даже попытался потом читать - но текст разваливается прямо на ходу, форма, структура - отсутствуют в нем как факт, эпизоды прилеплены следующий к предыдущему механически. И от этого опуса снова за версту несет Колядой (и неслучайно, автор у него учился... уже хочется пьес, написанных драматургами, не учившимися у Коляды!!), но в показе, во-первых, травести-эпизод был выведен на монитор, а во-вторых, не только в финале, но уже в самом начале тоже - от чего пропал весь его и без того сомнительный эффект. Текст пародийного шлягера Тракторины, где перемежаются строчки песен Ваенги, Крида, стихи Ахматовой и Есенина, в общем всякая быдляческая пошлятина пополам с пошлятиной интеллигентской, режиссером Владимиром Киммельманом купирован - то есть потенциально "ударный" момент показа сознательно приглушен. Акцент режиссер предпочел сделать на эпизодах с бабой Мишей и "семейных сценах", где в роли матери поучаствовала еще одна замечательная актриса, Евгения Дмитриева, отца, алкаша-садиста, сыграл воцерковленный актер Дмитрий Мухамадеев, и все это, увы, соответствовало эстетике, которую перенял от своего мэтра Коляды 32-летний уроженец Пермской области. Ну странно ожидать иного, когда питомцы "уральской школы" в очередной раз берутся за трансгендеров.

"Соло на ржавых качелях" - сочинение Кирилла Бусидова, он же Евгений Закиров, и я не понял, которое имя настоящее, а которое псевдоним. Отчего-то почти каждый год в финале "Действующих лиц" оказываются уроженцы Ульяновска - не знаю, радоваться ли мне этому обстоятельству или напрягаться. Впрочем, Бусидов-Закиров по окончании 1-й гимназии (в мое время она называлась Ленинской, а сейчас, наверное, преподобного Сергия Радонежского?) подался до Москвы во ВГИК и оттуда тоже выпустился с красным актерским дипломом два года назад, но - учиться никогда не поздно - теперь осваивает театральную режиссуру в мастерской Сергея Женовача (недавний, прошлогодний набор). Пьеса состоит из диалогов анонимных, лишенных всяких опознавательных примет персонажей, при этом диалоги сами по себе для пьес, поступающих что на "Действующие лица", что на "Любимовку" (хотя эти конкурсы мало пересекаются) абсолютно типичные, я бы сказал, типовые. Режиссер Роман Лыков (из мастерской Каменьковича-Крымова в ГИТИСе) добавил действию конкретики, поместив первую пару безымянных героев в обстановку кинозала по окончании фильма "Аритмия", но тем едва ли повысил градус внятности, а попросту снял с банальности покров ложной многозначительности, и мелодраматическая фитюлька из абстрактного, на что-то претендующего экзерсиса превратилась в очевидно убогий обрывок: "Мне очень одиноко.-Это я уже поняла.-А когда мы с вами разговариваем, сразу как-то полегче. Человеку нужно ведь иногда разговаривать с кем-то, как вы считаете?-Это так" - автор родился в 1994 году, и если он написал этот диалог не десять лет назад, а уже на выходе из ВГИКа, то следует диагностировать замедленное развитие.

"Дятел" Алексея Житковского в постановке Ленары Гадельшиной, использовавшей концертно-декламационную, броскую подачу, с пересказом содержания, элементами музыкального перформанса и т.д., при участии отличных молодых артистов, смотрелся относительно выигрышно, но про пьесу как таковую я из него мало что понял, главный герой Саша - нечто вроде "певчего дрозда", только еще более безнадежный, да к тому же в российских провинциальных условиях; однако провинциальная исповедально-графоманская интонация меня оттолкнула сразу, едва я начал текст читать глазами.

"Луна и грыжа" Сергея Минаева, наконец - худшее, на чем можно было закончить знакомство с финалистами конкурса, но у меня уже время поджимало. Ни к каким полным тезкам, сколько-нибудь известным, инженер-физик 1971 года рождения Сергей Минаев, вот уже 25 лет сочиняющий короткие пьесы, в основном сказки, для любительского театра (информация из автобиографической справки), отношения не имеет. Как не имеет отношения к драматургии его новое (за предыдущие 25 лет не скажу и думать о том не хочу даже) произведение, состоящее из набора жалких скетчей с потугами на сатиру. Петербургский режиссер Александр Серенко, ученик Анатолия Праудина, взял для показа вроде бы беспроигрышную 3-ю сцену "Гамлет": драматург Вильям, ну можно и просто Билл, приносит в театр "Жлоб" (а думает, что в "Глоб") с пылу с жару великую пьесу "Гамлет", а ему там знатоки и профессионалы начинают втирать про кровавых Тюдоров, отсталость родной Англии и ценность европейской толерантности - отвергают, стало быть, гения. Короче, уже по одному фрагменту понятно, сколь много натерпелся за четверть века творческой деятельности инженер-физик Минаев от так называемых театральных профессионалов, зашоренных и зацикленных на либерально-антипатриотической идеологии бездарей-тупиц, свысока дающих советы и не способных оценить настоящее искусство. Режиссер навесил на артистов бумажные жабо, поместил их перед задником-ватманом, на котором они могли бы рисовать и писать красками - в общем, для школьного КВН сгодилось бы (как раз и "ценности" в скетче проповедуются не гейропско-толерастические, а самые что ни на есть "традиционные", завучу по воспитательной работе в случае проверки РайОНО опасаться нечего), а на конкурсе современной пьесы смотрится до того похабно, что и не спешил бы никуда - а постарался б сбежать.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments