Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Бовари" Г.Флобера в театре им. Вахтангова, реж. Ольга Субботина

Сколько-то (а вернее, одиннадцать с половиной) лет назад на прогоне "Глубокого синего моря" в театре им. Вахтангова я в разговоре с В.Я.Вульфом обмолвился, что накануне смотрел "Мадам Бовари" в театре им. Пушкина. "Ааа..." - сказал Виталий Яковлевич, и добавил: "Эээ..." Потом спросил: "И кто же у тебя мадам Бовари играл?" Ну, отвечаю, "у меня" - Александра Урсуляк, а у вас кто? "Как кто?! - удивился Виталий Яковлевич столь несуразному вопросу, считая ответ очевидным, - Алиса Гео'гиевна Коонен!" Понятно, что Коонен я в роли мадам Бовари не застал, хоть и живу давно, но помимо упомянутой Александры Урсуляк в постановке Аллы Сигаловой видел Ольгу Литвинову в бездарной табакерочной "Эмме" Александра Марина, а в петербургской версии Андрiя Жолдака - целых двух Эмм-двойников, Елену Калинину и Полину Толстун; теперь посмотрел еще сразу двух - но в отличие от Жолдака здесь это не часть замысла, просто по случаю пресс-показа работали оба состава, Анна Дубровская в первом акте и Наталья Масич во втором.

Особенность инсценировки Ольги Субботиной, ее отличие от упомянутых прежних - в контекстах и подтекстах. Как ни странно, роковая страсть и тяжелая женская доля - не единственное и, может быть, даже не главное, что Субботину интересует в романе. Зато она помещает романный сюжет в "рамку" судебного заседания, где Флобера и его лучшее сочинение обвиняют в оскорблении морали, в глумлении над святынями - набор сегодня слишком хорошо понятный и узнаваемый (кстати, Флобер был оправдан, не в пример Бодлеру, которого судили по сходным пунктам вслед), это одна сторона истории. Другая - символические детали, раскрывающие не только социально-политическую подоплеку фабулы (отчасти актуальную, но во многом все же устаревшую, замешанную на далеких реалиях Франции середины позапрошлого века), а прежде всего религиозную, библейскую, евангельскую. Флобер обходится без прямых отсылов, без эпиграфов вроде "мне отмщение, и аз воздам", который Толстой предпошлет своей "Анне Карениной", несомненно, во многом усвоив "уроки" мастера-француза, но достаточно и косвенных, не всегда, не сразу заметных, которые в постановке Субботиной порой выходят на первый план.

Помимо того, что довелось увидеть в одном спектакле сразу двух мадам Бовари, постановка осваивает еще и оба зала Симоновской сцены, причем в дальнейшем играть актрисы будут, естественно, в очередь, а вот зрителям из зала в зал переходить придется каждый раз, и прямо посередине первого действия, по окончании "пролога", весьма пространного, раскрывающего генеалогию и предысторию Эммы Бовари чуть ли не от Адама (что совершенно необязательно при "мелодраматизации" фабулы, но важно, значимо, коль скоро Субботина воспринимает драму Эммы более чем просто женскую). Насколько технически необходим и уместен такой переход, как он работает, много ли дает спектаклю содержательно - можно поспорить, но первый акт за счет него оживляется, тогда как второй смотрится в нынешнем виде более монотонным и малость подзатянутым.

Для Анны Дубровской роль Эммы Бовари - первая после Елены Андреевны в "Дяде Ване" Туминаса, то есть более чем за десять лет, премьера в родном театре (не считая Нины в "Окаемовых днях", но там за Владимиром Этушем мало кого замечаешь и запоминаешь): ее Эмма - образ при всей женственности неожиданно жесткий, не лишенный и комических, где-то пародийно-гротесковых обертонов. Героиня в исполнении Натальи Масич - попроще (раз уж есть возможность сравнить составы за один присест), при том что я бы поостерегся от заявлений в духе "две актрисы - два разных спектакля", Масич старательно существует практически в том же рисунке. Шарль Бовари-Владислав Демченко в своей верности, наивности, доходящей почти до тупости, и ангельскому терпению настолько нелеп, что тоже отчасти смешон. Зато Родольф Буланже-Кирилл Рубцов - безупречное воплощение мужского идеала затосковавшей провинциальной барыньки-книгочейки. И между прочим, несмотря на то, что Флобер вроде бы провозглашал: "Эмма Бовари - это я", в спектакле писатель из судебных интермедий в сюжетный романный план входит не Эммой, но именно Родольфом, Кирилл Рубцов (да не в очередь, как две актрисы, а на безальтернативной основе) роли Флобера и Родольфа совмещает. К финалу первого акта Родольф предстает этаким демоном-искусителем, до некоторой степени карикатурным, опереточным - на контрасте с Шарлем-"хранителем", чьи "ангельские" черты которого также слегка гиперболизированы. Вообще утрированные характеры, заостренная, условная пластика - это все сколь свойственно и для давних постановок Субботиной, из которых иные буквально вошли в историю (незабываемое "Половое покрытие в ЦДР уж точно!), столь и органично для вахтанговской стилистики, особенно в ее сегодняшнем понимании и на текущем, туминасовском этапе жизни театра.

В составах немало актеров, влившихся в вахтанговскую труппу из бывшего театра им. Р.Симонова, поэтому я не всех одинаково хорошо знаю, но и для Ольги Субботиной вахтанговский дебют - одновременно возвращение на уже знакомое место, в театре им. Р.Симонова она ставила "Варфоломеевскую жесть" Ю.Клавдиева. Каюсь, до спектакля я тогда не дошел, но помню пресс-конференцию, где Субботина рассказывала, в частности, о том, как пыталась расспрашивать театральных гардеробщиц на предмет, знают ли они, кто такие, в частности, Медичи, и из двух девушек за стойкой одна оказалась более образованной, а вторая менее, необразованная не знала, а образованная не просто знала, но и взялась перечислять: медичи, вятичи, кривичи... Но сейчас, за исключением некоторых актеров (Масич и Демченко - тоже из старого, "симоновского" призыва), тут все другое, начиная с вешалки и гардеробщиков. Ну и спектакли тоже совсем другие - положа руку на сердце и выражаясь при этом с крайней дипломатичностью, не все пока одинаково удачные... но "Бовари" наряду с недавним "Цвейгом" - достойное пополнение репертуара.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments