Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Бах, Пуленк, Сен-Санс: БСО в БЗК, дир. Жан-Клод Казадезюс, сол. Александр Князев

Ровно год назад я слышал звучание органа большого зала консерватории, когда играл Рубин Абдуллин - на тот концерт я пришел, конечно, ради Альбины Шагимуратовой, но она пела не очень много, фактически это был органный сольник:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3544725.html

Сейчас мне показалось, что звук у Рубина Абдуллина "легче", "светлее", но и манера зануднее, чем у Александра Князева, которого я в качестве органиста до сих пор, кажется, совсем не знал, да и он и за орган сел сравнительно недавно, виолончелист он, при всей своей специфике, однозначно очень интересный, вот только недавно с Юровским играл концерт Шнитке великолепно, а как органиста я его оценивать затрудняюсь, хотя и на этот раз сольный блок органных сочинений Баха (хоральные прелюдии, Фантазию Соль мажор) вышел объемным, почти на целое отделение, и по ощущениям "тяжеловесностью" исполнения несколько "припечатал".

Но опять-таки не орган соло меня привлекал, а в первую очередь Концерт для органа, литавр и струнных моего любимого Пуленка, который я часто слушаю в записи, да и живьем доводилось, но все-таки ради него я (может и опрометчиво) отказался от сразу двух спектаклей в рамках "Золотой маски" (интерактивно-чатовая новая драма из Лесосибирска и сказочно-детский балет из Екатеринбурга), куда очевидно распределились без остатка все наши маленькие любители искусства, так что на БСО никого из них не было (единственное исключение - усатый хряк - не в счет), а публика на БСО среди нефилармонических концертов (кого и как филармония нагоняет в залы - тема отдельная, более-менее изученная и описанная) отличается феноменальной уебищностью (самые гнусные бабки, самые тупые девицы - на БСО, хотя едва ли они знают, что это такое, а идут туда, куда их послали: просто обидно за достойный коллектив, музыканты ведь работают честно) и способна отравить любое, даже лучшее исполнение.

Но все-таки Князев, Казадезюс и БСО концерт Пуленка сыграли очень неплохо, и тут "основательность" Князева-органиста пришлась кстати в сочетании с энергией. Пуленк по "энергоемкости" сравним с Прокофьевым, у которого для своей музыки много взял, а БСО - оркестр не самый плохой, но достаточно инертный, неповоротливый, и только совместными усилиями дирижера с солистам удалось придать ему нужный импульс, благо оркестранты и в пространстве располагались между ними (где дирижер - а где органист...), волей-неволей в стремительный поток Пуленка вовлекаясь, так что большой финальный кусок концерта Казадезюс уже в первом отделении сыграл на бис.

У руководителя оркестра Владимира Федосеева как у дирижера есть свои достоинства (не всеми специалистами признаваемые за достоинства), но как ни крути, старание всегда подходить к хрестоматийным произведением со свежим взглядом, смахивать пыль с классики - не из их числа. А Казадезюс, пусть и не юн годами, по крайней мере способен вдохнуть в оркестр жизнь - я не первый раз его слушаю, собственно, сознательно на него пришел (в 2010-м он выступал с Национальным оркестром Лилля, оставив противоречивые впечатления), и что другое, а он персонально мои надежды оправдал. Ну и сама по себе музыка органного концерта Пуленка необыкновенная - опус лаконичный, но чего в нем только нет, от предчувствий минимализма до барочного пафоса, иронически переосмысленного, и настоящий трагизм тоже присутствует, хотя как раз Казадезюс его в меньшей степени старался подчеркивать. Как и в 3-й симфонии Сен-Санса, тоже "с органом", но там органное соло досталось Игорю Гольденбергу. Ровно год назад 3-й симфонией Сен-Санса с РНО дирижировал Михаил Плетнев, и у него она сошла за откровение:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3549998.html

Тогда как у Казадезюса без откровений обошлось, он ограничился - но в духе, свойственном Сен-Сансу (скорее уж Плетневу можно пенять, что "от себя" приписывает партитуре смыслы, которых там нету) - бодреньким, гладеньким, где-то приторным "декоративным" поздним французским романтизмом: неглубоко и в сущности незатейливо, но при этом по-своему захватывающе (и за счет быстрых темпов в обеих частях тоже) симфонию исполнил.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments