Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Петр Вильямс. Становление художника" из коллекции В.А.Понсова в Доме-музее К.С.Станиславского

"Вы в музей?" - а я думаю про себя, ну куда же еще, конечно, в музей, раз уже зашел, не ошибся же дверью, но на всякий случай уточняю, что на выставку... "Ой, так вы на выставку, проходите, проходите..." Конечно, я рассчитывал, что меня пустят бесплатно, по журналистскому, инвалидному или как, но все же очень удивился, почему ничего не требуют, не спрашивают - уточняю: "А что же, на выставку билет не нужен?"-"Ну раз уж вы пришли..." Тут я еще сильнее удивился, формулировки типа "раз уж вы пришли..." меня пугают - продолжаю выяснять, что ж такого, "раз уж я пришел". "Так вы же первый!" - радуется тетенька-кассир - "На неделе пока кроме вас никого не было!" При том что "в музей", то есть к Станиславскому, даже при мне и две студентки из Петербурга заглянули, и иностранец-студент - но не на Вильямса, что мне, честно говоря, понять трудно. "Наверное, - рассуждаю вслух, - просто не знает никто о выставке?"-"Ну не могу же я, - отвечает тетенька, - выйти на улицу и кричать, что хорошая выставка у нас!" Я тоже на улице кричать не могу, но раз уж пишу о выставке... - блин, это самый центр Москвы, где многие проходят если не ежедневно, но часто (я сам зашел на пути из ГИТИСа в МАМТ между двумя спектаклями), посмотрите выставку, две недели осталось, она, может, и не роскошная, и не может роскошной быть (в конце концов, не Третьяковская галерея), но правда интересная!

Я и сам узнал про выставку случайно, но еще до того, как она открылась, а собирался на нее целенаправленно, поскольку творчество Вильямса меня очень интересует, да и на виду оно постоянно, и где бы еще и разместиться экспозиции, посвященной Вильямсу, как не в доме Станиславского, филиале музея МХАТ, с которым Вильямс тесно связан - хрестоматийный портрет Станиславского работы Вильямса висит в Русском музее, там я его последний раз видел сравнительно недавно, прошлой весной, а в Третьяковке на Крымском валу мимо Вильямса не пройдешь, направляясь в залы временных выставок 5-го этажа; кроме того, в рамках выставки "Москва сквозь века" в Инженерном корпусе ГТГ несколько месяцев назад я видел и запомнил прекрасную картину Вильямса "Весна" - двойной портрет А.Мартинсон и А.Понсова на балконе:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3703537.html

Нынешнюю выставку составили произведения и предметы из фонда В.Понсова, сына изображенного Вильямсом на знаменитом полотне сценографа, профессора Школы-студии МХАТ А.Понсова (из подписей в Третьяковке я предположил, что А.Д.Понсов доныне здравствует, тут выяснил, что он умер в 2009-м) - экспонируется портрет Вильямса работы Понсова. Вообще удельный вес документов и семейных реликвий больше обычного (предки Вильямса - князья Голицыны: портрет-медальон прапрадеда, гражданская шпага отца, приглашение на свадьбу родителей, театральный бинокль матери), но и называется выставка "Становление художника", на полную ретроспективу творчества не претендует; к тому же, помимо биографического сюжета, она задает контекст и театральный, коль скоро Вильямс оформлял спектакли крупнейших театров своего времени. Хотя и что касается непосредственно живописи, графики, этюдов, эскизов - тут есть на что посмотреть.

Открывается экспозиция юношескими работами художника - карандашными портретами матери М.П.Вильямс и дяди И.Р.Вильямса (1916), причем рядом с портретом матери - ее фотография, и при всем сходстве внешнем с оригиналом нельзя не заметить, какие черты характера - решительность, порыв - добавляет Вильямс образу матери на графическом листе. А в витрине представлены и детские рисунки Вильямса 1913 года, еще не самостоятельные произведения, но уже мастерски выполненные ученические штудии - портрет Шекспира, откуда-то срисованный, некая (нафантазированная?) боярыня, ну цветы и фрукты, виды с архитектурными сооружениями.

Живописных полотен экстра-класса, хрестоматийных, выдающихся, на выставке, по понятным и объективным причинам, не много - но есть, например, "Портрет О.Баскаковой", 1919, совершенно замечательный; или снежный, почти "беспредметный" пейзаж "Эльбрус", где собственно гора растворена в белом безмолвии (1938); скромнее. ранний пейзаж "Усадьба" (1920). Преобладают же этюды, типичные по технике и стилю для искусства определенного периода, но небезынтересные по-своему - "Савино-Сторожевский монастырь", "Лоцманский катер" (то и другое 1915). Очень хороши подготовительные рисунки - портреты рабочих Харьковского тракторного завода - к полотну "На стройке новых цехов" (1932); наброски к знаменитым "Акробатке" (1927) и "Негритянской Венере" (1929). Раритет, на котором на одном можно было бы построить (если б кто задался целью) рекламную кампанию выставки - эскиз бального платья для Любови Орловой, 1946.

Но в центре внимания, естественно, работы, выполненные по заказу театров: Станиславского и Немировича-Данченко ("Прекрасная Елена", 1936; "Чио-Чио-Сан", 1937), Большого ("Евгений Онегин, 1944, "Вильгельм Тель", 1943, за последнего Вильямс получил Сталинскую премию); отличные, гротесковые эскизы к спектаклю "Реклама" (1930-36) и мрачная "Ливония. Эскиз декораций к спектаклю "Иван Грозный/Трудные годы", 1946-49. Ну и, конечно, Художественный театр, а внутри этой линии - особый сюжет: дружба с Булгаковым и его женой. В оформленном Вильямсом - уже после Ульянова - "Пиквикском клубе" Булгаков сыграл свою единственную роль на сцене как актер - Судью (и среди прочих эскизов здесь можно увидеть костюм, придуманный художником для персонажа Булгакова - алая мантия, золотая цепь). Трижды Вильямс работал над оформлением пьес Булгакова - на "Последних днях", "Мольере" (МХАТ) и "Дон Кихоте". Что касается "Дон Кихота" - булгаковскую инсценировку ставили в театре им. Вахтангова, на выставке связанных с ней материалов нет, зато эскизы к "Мольеру" (1936) и "Последним дням" (1943-59) - это просто выдающиеся произведения изобразительного искусства, чья ценность к прикладному их значению не сводится. Или "Тартюф" (1939-49), серия эскизов, включающая великолепный, романтичный образ Марианны, а эскизы декораций к нему - буквально "картины маслом"!

Пока смотрел Вильямса, поймал себя на мысли, что в Доме Станиславского я не был минимум лет пятнадцать, а то и двадцать - воспользовался случаем, поднялся на второй этаж, в мемориальные комнаты (там же и мебель Поленова в "красной гостиной", и картины Бенуа в кабинете, и натюрморт Киры Константиновны, дочери Станиславского, и, понятно, масса личных вещей), а затем еще выше. Внизу, там же, где Вильямс-Понсов выставлен, с 2013 года развернута как бы "временная" инсталляция из костюмов и подлинной бутафории "Царя Федора Иоанновича", а в целом творческий путь Станиславского представлен на третьем этаже, и в соседней комнате - раздел, посвященный Булгакову, которого совершенно точно не существовало, когда я приходил в музей последний раз; допустим, ничего особенного - актеры Художественного театра в образах персонажей "Белой гвардии", инсталляция с зеленой лампой, из интересного - эскизы костюмов Н.Ульянова, но все в целом как-то очень приятно меня удивило.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments