Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Хара Бэкир. Черный демон" реж. Константин Тимофеев ("Дух огня")

- Доброе утро!
- Какое же оно доброе? У нас труп в оперном театре...


О феномене якутского кино говорят не первый год - самая мощная из регионально-национальных кинематографий в пределах РФ давно уже поставляет в практически промышленных количествах весьма разнообразную продукцию от фестивально-артхаусных фильмов с этнографическим душеспасительным уклоном до коммерческих поделок, рассчитанных на сугубо местный прокат (между прочим, развитый и успешный - вот и показ "Черного демона" в Якутске уже отбил скромные расходы на съемки). Главное затруднение: своевременно, а в идеале заранее отличить одно от другого, что в случае с "Черным демоном", пожалуй, не удается до финальных титров. "Хара Бэкир" - якутский комедийно-мистический слэшер... и это еще далеко не исчерпывающая его жанровая характеристика!

Первая жертва, которую загарпунил серийный убийца в белой клыкастой маске - оперный певец, едва успевший исполнить арию Каварадосси (кстати, Якутский оперный театр имеет определенную репутацию и время от времени доезжает до Москвы), однако лиха беда начало, и в следующий раз на нож напоролся живущий у матери бомж-алкаш, гулявший ночью по свалке. А третьей - популярная телеведущая Анна Луч, ее отрезанная голова отвалилась прямо в студии по ходу прямого эфира. Начальство поручает расследование харизматичному молодому оперу, которого допекает на дому его беспутная младшая сестра, а на работе бестолковый напарник-толстяк, обожающий плести и дарить "фенечки", в часы досуга пробавляющийся сочинением рэп-речитативов. Тем не менее в заботе о следующей потенциальной жертве, эстрадной звезде Майе (на нее удалось выйти благодаря оставленному убийце следу - листку бумаге, в прожженных дырках на котором обнаружилась схема валика музыкальной шкатулки, играющей мелодию Майиного хита) следователю удается застрелить похитителя девушки - им оказался бывший артист балета, лауреат, к старости растолстевший и потерявший работу. Но преступления на том не прекратились.

Случай с бомжом, впрочем, интереснее, чем с ведущей или певицей, потому что мать погибшего алкаша, страдающая "синдромом Медузы Горгоны", хоть и сидит без движения, уставившись в телевизор, но скрывает страшную тайну - дикое человекоподобное существо на цепи, замурованное в глухой комнате. Кроме того, под подозрением оказывается хрупкий подросток в трусах "кельвин кляйн" и в женском макияже, который караулит сестру следователя на улице и предлагает ей поиграть в "Уинки Стринки" - страшную сказку, слышанную следователем и его сестрой в детстве от мамы. Но и цепной монстр, и женоподобный мальчик, и разжиревший балерун, обезвреженный метким опером - лишь разные маски зла, всегда возникающего там, где люди плохо относятся друг к другу: так, по крайней мере, считает автор фильма, и затруднительно нащупать грань, где заканчивается пусть неумелая, но осознанная эксплуатация жанровых штампов, и начинается наивность чукотского дебютанта, постаравшегося в свой полный метр вместить так много всего, будто это не первая, а последняя его работа.

Помимо криминально-мистического сюжета в картине намечена и романтическая линия
начинающая журналистка местной газеты "White news" получает от жестокой редакторши шанс - написать об убийце в маске, для чего нехитрым обманом втирается в доверие к следователю, что не составляет труда: достаточно одолжить у опера мобильник и позвонить с его номера на свой - а криминалист и не заподозрит ничего! Но этого мало, и чтоб иметь надежный канал обновления информации, девушка дарит брутальному следаку нательный крестик с встроенным в него подслушивающим устройством. Сделала она это не из лучших побуждений, но тем самым спасла любимому жизнь: когда пришлось оперу схлестнуться с монстром врукопашную, помог ему крест животворящий и говорящий, ведь не знало чудовище про радиопередатчик в крестике - журналистка прибежала и застрелила маньяка. Увы, огнестрельных ран демон не боится, хуже всего, способен вселиться даже в такого праведника, как оперуполномоченный.

Играющий следователя Дмитрий Ковальский, кстати - не актер, а учитель биологии. Вообще кастинг для проекта осуществлялся, по признанию режиссера, порой самыми экзотическими способами, вплоть до того, что на выходе из ночного клуба Константин Тимофеев обнаружил заснувшего пьяного парня, пожалел его и пригласил сняться в своем фильме. Вместе с тем поработали в "Черном демоне" и настоящие звезды федерального масштаба - так, некогда прогремевший парой экспериментальных картин режиссер-авангардист, а ныне ведущий патриотической телепередачи, и на счастье своих молодых якутских последователей в Якутске проживающий Андрей И сыграл - впервые участвуя в якутском фильме как актер! - роль руководителя следственного отдела, напоминающего подчиненным, зрителям, граду и миру о том, что "делай, что должно, и будь, что будет", или "в мире дольнем правят три сестры, младшая ревность, средняя зависть и старшая злоба".

Создатель "Черного демона" обучался в Петербурге мультипликации, но в юности жил и рос вдали от крупного города - неудивительно, что третьесортные трэш-хорроры с видеокассет оставили столь глубокий след в его сознании и так сильно повлияли на его художественный вкус. Вместе с тем как ни в каком другом, пожалуй, фестивальном опусе, именно в "Черном демоне" ощущается прямой, недвусмысленный призыв быть добрее, не обижать людей, не позволять черному демону злобы овладеть собой, чем рискует практически каждый. После церемонии открытия "Духа огня" ко мне обратились две серьезные дамы - а надо сказать попутно, что на общем фоне фестивальной тусовки я произвожу впечатление человека дружелюбного, общительного, без капризов и понтов, открытого для новых знакомств, короче, располагаю к себе - с просьбой посоветовать, куда бы им пойти, что посмотреть, но желательно "нежное, доброе, со смыслом". С трудом удержался, чтоб не посоветовать им пойти на хуй (и лучше со смыслом буквальным) - теперь жалею, что лишь на следующий день увидел картину Константина Тимофеева, иначе непременно отправил бы их на "Черного демона". Правда, обильно прошивающие киноповествование крупные планы насекомых могли дам несколько покоробить. На закрытии снова встретил этих двух серьезных дам - обошлись они и без моих рекомендаций, посмотрели что-то из детских утренников и позапрошлогоднюю "Тень" Светозарова - довольны вроде.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments