Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Погружение" реж. Вим Вендерс

Нет такой профессии - океанограф, с офицерской категоричностью заявляет Дэнни, героиня Алисии Викандер. При том что ни о чем другом она не мечтает, только как погрузиться на максимальную глубину дна морского: Дэнни - микробиолог, а еще вернее, биоматематик, изучающая фауну земной мантии, и на основе полученных данных выстраивающая математические модели, позволяющие, как она полагает, разгадать тайну происхождения и обновления жизни. Для чего ей требуются образцы из "хадального" слоя, самого низшего, от греческого "хадес", проще говоря, чуть ли не из "ада", где нет света и организмы вместо фотосинтеза пробавляются хемосинтезом.

Впрочем, полностью сосредоточиться на исследованиях девушке мешает личная печаль - второй месяц пошел, как потеряна всякая связь с любимым. Героя Джеймса МакЭвоя, которого звать тоже Джеймсом, она встретила недавно на живописном, опять-таки морском берегу северной Франции, и это была, похоже, любовь с первого взгляда. Джеймс ей тоже рассказывал про воды, но пресные - как он, гидротехник, помогает африканцам, по случаю чего опять должен ехать в Кению. На самом деле Джеймс отправился не в Кению, а в Сомали, потому что он не гидротехник, а специальный агент на секретной службе Ее Величества или как там у них..; по крайней мере, задача его командировки - установление контакта с главарями террористов ради предотвращения взрывов на вокзалах в европейских столицах. Дела у него идут не очень, еще хуже, чем у возлюбленной с ее исследованиями - Джеймс заживо гниет в плену у правоверных, общаясь то с лидером чернокожих сомалийских исламистов, то с пользующем его от полученных в застенке ран бледнолицым доктором-арабом, на вид человеком цивилизованным, но еще более последовательным джихадистом.

Как и человеческий организм, о чем Вим Вендерс не преминет по случаю напомнить, фильм самого Вима Вендерса процентов на девяносто состоит из воды. Разделенные километрами суши и океана герои вспоминают дни, проведенные вместе, но жизнь у каждого своя. Дэнни готовится к погружению и пытается дозвониться до Джеймса, а Джеймс пытается наладить контакт с похитителями и готовится к смерти. Оба много размышляют про себя и вслух о смысле бытия и антитеррористической безопасности, вступают в философские дискуссии с коллегами и врагами соответственно. Если не отвлекаться на пытки, которым бандиты подвергают героя, то в отсутствие сколько-нибудь заметных событий и у зрителя появляется свободное время поразмыслить кой-о-чем. К примеру, о том, что герои фильма обладают всем, что необходимо для счастья, они влюблены, достаточно молоды и весьма привлекательны (даже МакЭвой, хотя то ли для роли, то ли уже от возраста, чай не мальчик, он слегка облез и сморщился). Наконец, они окружены роскошью природы и культуры, в их распоряжении - пляжи северной Франции и скалы Фарерских островов, романтические пейзажи Каспара Давида Фридриха (на их фоне Джеймс получает секретное поручение от связников) и метафизическая поэзия Джона Донна (сборник его стихов Джеймс постоянно держит при себе, их же он читает и в постели с Дэнни). Но их тянет не только друг к другу, а еще на дно, в ад, в сердце тьмы. Девушка объясняет это "жаждой познания", у парня, видимо, резоны поконкретнее, но отчего-то складывается ощущение, что влечет их не научная или военная тайна, а что-то столь же темное, спрятанное на глубине подсознания.

Погружаться в характеры героев, однако, лень и некогда, и мои мысли в ином направлении развивались, тем более что не подгадывая, а просто вышло так, за день мне довелось посмотреть почти подряд аж два фильма о террористах. В "На пределе" у Фатиха Акина немецкие террористы-неонацисты уходили от уголовной ответственности за убийство мирных германских мусульман при попустительстве сочувствующих арийских юристов, а у Вендерса в "Погружении" борьба с террористами исламскими идет где-то в таких глубинах Африки, ну только что не на уровне земной мантии. Ближе-то к Европе, видимо, террористов не водится, за исключением нацистских, и нет у террористов ни национальности, ни религии, разве вот в Африке, и то от бедственного положения, некоторые терроризмом увлекаются... Вендерсу при этом хочется казаться умным и оставаться честным, но для того и другого он слишком большой трус и недостаточно большой, да и по возрасту вышедший в тираж художник. Простой и неудобной правде он предпочитает метафоры, подтексты либо полифонию мнений, где на контрапункте сталкиваются воззрения гуманиста из спецслужб и террористов, принадлежащих к народам и верованиям, которых от греха статусные европейские режиссеры предпочитают лишний раз не конкретизировать.

И выходит: побитый гуманист слово - мусульмане (а это, чего уж там шила в мешке таить, не Свидетели Иеговы были, даром что православные именно их объявили экстремистами, а не двоюродных братьев по терроризму) в ответ десять, и с дополнительными оплеухами, да под дулом автоматов Калашникова (даром что ли оружейника сам архангел Михаил на изобретательство сподвиг?). Он им про общие авраамические корни религий - они ему в зубы. При этом мусульмане хотят Джеймса обратить в "истинную веру", а он, наблюдая, как те взрывают дома только за то, что из их доносится недостаточно "правоверная" музыка, или забивают насмерть камнями женщину и стреляют в пытающегося спасти мать ребенка, что-то не спешит принимать ислам. Однако во что верит сам агент под прикрытием гидротехника? Когда мусульмане инсценируют его казнь, он, ощущая спиной дула калашей, читает "отче наш" - всерьез ли он воспринимает слова, которые произносит, или повторяет заученный с детства урок по привычке, от безысходности, с отчаяния? И все-таки жизнь, которую герои сколько-то да ценят - она из сходной с марсианской микрофлоры земной мантии пошла, или Господом Богом на земле единственной создана? Библейский патриарх Авраам - реальный человек, Богом избранный, или, как и будто бы избравший его Господь, всего лишь персонаж архаичной мифологии, часть культурного наследия, не более того?

Для режиссеров статуса Вендерса такие вопросы чересчур неудобные, чтоб ставить их ребром. Закапываться под самое дно в биологию и мифологию куда как занимательнее, да и безопаснее. Но тогда и развязка "Погружения" (сумев с помощью спрятанного в зубах микропередатчика вызвать подмогу к лагерю террористов и предотвратить нападение на американскую военную базу, герой погибает; в то же время героиня на дне океана, после нескольких минут отчаяния с товарищами в потерпевшем аварию спускательном аппарате, успевает подняться к поверхности за счет аварийного запаса энергии и спастись; пребывая в водах разных океанов, разных полушарий, герои встречаются, оказываются вместе в неком ином пространстве...) - надуманная пошлая хрень, дешевый мелодраматический штамп, кое-как развязывающий спутаный комок криминально-авантюрно-политической интриги и уводящий от проблем, которые ненароком по ходу рассказа истории все же невольно иногда всплывали.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments