Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Жены" в Музее русского импрессионизма: Серов, Шевченко, Грабарь, Фальк, Кибрик, Юон, Дейнека и др.

Удивительно, но тема, востребованная в популярной литературе, документальном кино и т.д. выставочной практикой затрагивается совсем нечасто, хотя лежит, казалось бы, на поверхности - жены художников... а кого же художникам еще рисовать, как не собственных жен! МРИ при этом предлагает отличную экспозицию, и по качеству подобранных произведений, и по степени их эксклюзивности, почти все вещи либо приехали в Москву из отдаленных городов, либо выданы из частных собраний.

Сдается мне, что не только на мой субъективный вкус главный шедевр выставки - "Портрет О.Трубниковой" Серова (1885), пусть он взят из Третьяковской галереи и предостаточно популярен, но среди прочих, в том числе выдающихся полотен выделяется очевидно, и героиня его - такая серьезная, задумчивая дама... Рядом с ней проигрывают, уступают даже такие мэтры со своими изображенными на холстах половинами, как "Портрет Е.Нестеровой" кисти, соответственно, М.Нестерова, 1906 (Елизавета Нестерова приехала в Москву из Башкирского музея, который, я даже не знал, как раз имя Нестерова носит...) - модель изображена в рост у воды, в псевдонародном, по модерновой моде платье, с вышивкой на рукавах; "Портрет Ю.Кустодиевой с дочерью Ириной", разумеется, Кустодиева, 1908 (из ГТГ тоже, впрочем, довольно средняя штучка); "Портрет жены" Петрова-Водкина, 1906 (а вот Марию Петровну привезли аж из Художественного музея Эстонии - из Кадриоргского, что ли, дворца? или все-таки из KUMU? непонятно, что имеется в виду).

Наряду с серовским портретом экстраординарного качества картины - "Портрет М.Лентуловой", 1915 (на фоне березы) кисти, само собой, Аристарха Лентулова, взятый из коллекции Федора Лентулова и один из самых узнаваемых среди прочих, благо выставок Лентулова персональных и очень значительных за последнее время было несколько; а также "Портрет женщины в красном платье" моего любимого Александра Шевченко, 1913 из ГРМ, на нем изображена спутница художника Надежда Сергеевна, урожденная Псищева, в год своей кончины.

Но многие полотна занятны, помимо сугубо эстетической ценности, другими моментами. Скажем, Фальк на выставке представлен портретами аж трех (из четырех!) своих жен: "Лиза на солнце", 1907 (из Казани приехала) - первая жена, до 1920 года; "Девушка у окна", 1926 - это Раиса Идельсон, уже третья, ученица Петрова-Водкина и неплохая художница, чье собственное творчество не так давно можно было видеть на выставке "Мясницкая, 21. Перекрестки судеб" в галерее "АртСтори" (картина Фалька прибыла из Краснодарского музея); а "В белой шали" (1947, из ГРМ) - четвертая, Ангелина Васильевна, кстати, совершенно замечательная, таинственная, уж не знаю в качестве жены, но как портрет, на мой взгляд, лучше всех. Еще забавнее с полотном Грабаря "Васильки" (1914, частное собрание) - вопреки названию, подходящему скорее для натюрморта, это также портрет, причем двойной, и с охапками указанных цветочков на столе запечатлены две жены художника, первая, Валентина Михайловна, и вторая, Мария Михайловна, ее младшая сестра. Ну и совсем чудесно вышло у Судейкина с небольших размеров картиной "Моя жизнь" (1916), где среди прочих изображены его первая жена, художница Глебова-Судейкина, вторая жена, Вера Артуровна, а также любовник, поэт Михаил Кузмин (самое узнаваемое среди персонажей лицо, если честно), и это еще не все, есть другие фигуры, в том числе в масках - да, жизнь штука непростая.

Есть, конечно, случаи и попроще, более традиционные: Исаак Бродский - "Портрет Лии Марковны Бродской", 1916 (как ни странно, не из питерского дома-музея, а из частного собрания); Осип Браз - "Портрет жены, Лолы Эдуардовны", 1907 (из Петрозаводска - очень хорошая вещь, половину холста занимает собака); Федот Сычков - характернейший для начала века "Портрет женщины с зонтиком", она же Лидия Васильевна Сычкова (1903, из Саранска); Николай Загреков, "Портрет жены" (1928); П.Кончаловский "Портрет О.В.Кончаловской" (1919, из коллекции П.Авена); декоративный портрет жены в профиль кисти Эмиля Визеля (начало 1900-х - но между прочим, на холсте мать пятерых детей, правда, это на момент написания еще в проекте...).

Вообще к набору громких имен выставка не сводится, а произведения не самых знаменитых художников иногда не уступают в качестве. Сергей Виноградов, впрочем - на самом деле художник перворазрядный и каким-нибудь Коровину с Кончаловским не сильно проигрывающий, но почему-то не столь "раскрученный, малость подзабытый, его "Алупка" (1915-17) - портрет, как будто не вполне завершенный, со спины в проеме двери к выходу на морской берег, Ирины Казимировны Виноградовой (Войцеховской), ставшей женой художника, правда, чуть позже, в 1918-м. "Женщина в красном" Николая Ионина (1925, ГРМ) - портрет жены художника Екатерины Николаевны, но на стиль Петрова-Водкина он похож больше, чем портрет жены Петрова-Водкина.... Импрессионистский по технике до пародии Богомазов - портрет жены Ванды Витольдовны (1907-08). И рядом же висит абсолютно реалистический, академичный, можно сказать что и салонный "Портрет жены" Николая Матвеева (1880, ничего особенно картинка, дама закутана в шаль на фоне моря, зато из Симферопольского музея...).

Советские признанные мэтры в экспозиции сравнительно немногочисленны, но заметны. Две вещи Александра Дейнеки - портреты С.И.Л., Серафимы Ивановны Лычевой, его гражданской жены, в соломенной шляпе чуть более ранний и лиричный 1935го года (из ГРМ), строгий 1944-го; стилистически узнаваемый и неповторимый Юрий Пименов - портрет жены Натальи Константиновны, 1943 (из частной коллекции); портрет Надежды Надеждиной (Бруштейн) кисти Владимира Лебедева, и даже не ню! (1927); портрет первой жены А.Тышлера, Анастасии (1926, из ГМИИ, и там же его совсем недавно можно было видеть на крупной тышлеровской ретроспективе); "Портрет Марии Алексеевны Клещар-Самохваловой" А.Самохвалова (1957, из Волгограда - но какой-то уже, в отличие от Самохвалова раннего, очень "советский", при том что вроде и неформальный...); Александр Монин - имя в этом ряду не слишком раскрученное, зато мимо портрета его жены не пройдешь, и называется он примечательно "Физкультура - залог здоровья!" (1929), Ольга Монина действительно преподавала физру и на картине ее окружают кегли, гантели, а в руках она держит мяч.

С другой стороны, не забыты и эмигранты: прекрасное полотно "Миссис Фешин с дочерью" Николая Фешина (1925); еще доэмигрантского периода исключительной выразительности и силы художественного обобщения творение Бориса Григорьева "Мать и дитя" (1918, из некой международной арт-галереи "Эрмитаж"), где запечатлена жена художника Елизавета Георгиевна с трехлетним сыном Кириллом в чепчике; Василий Шухаев - портрет Веры Федоровны Шухаевой (созданный в 1921 году - эти на беду свою потом "вернулись" и загремели оба в лагеря...); наконец, "Госпожа Бурлюк в своем саду" - Давид Бурлюк, 1940-е гг. (из частной коллекции), тут чудесно все, и сама картина, излучающая довольство какие только есть теплыми, яркими и сочными цветами палитры, и "госпожа" в кресле, и "свой сад", учитывая биографию и взгляды Бурлюка в особенности.

По разряду раритетов, но высококлассных и заслуживающих больше, чем просто внимания (я бы сказал, восхищения), проходят Леонид Чупятов - "Портрет Ксении" (1920-е, из частного собрания, со следами кубизма, но очень лиричное в сущности полотно; и художник, и его жена в 1941м умерли с голоду в блокадном Ленинграде); "Портрет Веры Кетлинской" Евгения Кибрика, 2-я пол. 1920-х (галерея Галеев) - женский образ с очень некрасивыми в сущности, но по-своему незабываемыми чертами лица; Лев Бруни "Портрет Нины Константиновны Бальмонт" 1920-х (тоже галерея Галеев), дочери Бальмонта, оставившей позднее мемуары; и Вениамин Белкин, "Портрет жены", 1920-е (частное собрание), и по типажу, и по стилю сильно напоминающий женщин с полотен Натана Альтмана.

Скульптурных портретов всего-ничего - керамическая "Девушке в венке" Врубеля (1899-1900, из Абрамцева), и то не портрет в прямом смысле, а лишь намек на сходство героини с Забелой-Врубель; бронзовый бюст Натальи Борисовны Нордман-Северовой работы Репина (1902, из музея-усадьбы "Пенаты") впридачу к ее же - его же - превосходному живописному изображению (1909, из Новгородского музея, где я видел его прошлой весной и остался под впечатлением); и скромная статуэтка М.И.Коненковой работы, понятно, С.Коненкова из его московского музея-мастерской (1925).

Ту относительно небольшую, но интересную часть выставки, что расположена на -1 этаже и примыкает к залу основной экспозиции, легко невзначай пропустить, однако я знал, что в МРИ обычно к временным выставкам добавляют своего рода "эпилог", размещенный отдельно, потому нашел несколько минут и спустился. Там увидел восхитительный портрет жены художника М.Соколова (чья графика так мне запомнилась на текущем "салоне" в Манеже) Александры Георгиевны, 1910-х гг.; "Портрет Ольги Дейнеко" Н.Трошина (кон. 1920-х-нач. 1930-х); акварель К.Чеботарева "Портрет Александры Георгиевны Платуновой" (сер. 1920х, снова из галереи Галеев); картину "Утро в деревне. Хозяйка" К.Юона (1924, худ. музей Татарстана, Казань) - портрет жены (с 1900 г.) Клавдии Алексеевны, которая действительно была деревенской бабой; Варвара Степанова в образе "Очарованного пажа" работы Родченко (1915, но это известная очень вещь); роскошный портрет Е.Берковой - А.Осмеркина (1925, ГРМ; говорят, Осмеркин и сам себя любил изображать в женском обличье - но позднее...); и замечательный "Семейный портрет" Леонида Акиньшина (1931, ГРМ). Вот как выходит: тема задана предельно узко и конкретно - а разнообразие не только стилей, но и, в общем, сюжетов - бесконечное!










Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment