Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Тоня против всех" реж. Крейг Гиллеспи

Из всех видов спорта фигурное катание мне чуждо - чисто теоретически, разумеется - менее всего; по крайней мере ни футбол, ни даже плавание я никогда по телевизору минуты выдержать не мог, а вот что касается состязаний фигуристов - было дело, давно правда. Мало того, мне знакомо имя Катарины Витт, занявшей на олимпиаде 1992 года седьмое место, непосредственно перед Тоней Хардинг, оказавшейся на восьмом, о чем я, впрочем, так или иначе лишь из фильма Гиллеспи сейчас узнал. Но все равно спортивные драмы меня не увлекают, и "Тоня против всех" любопытна ровно настолько, насколько универсальная ее проблематика.

Тоня Хардинг - девочка из орегонского Портленда, дочка сильно пьющей жестокой официантки от четвертого (и не последнего) мужа, бросившего жену, растившую девочку без отца. Впрочем, папаша, водивший маленькую Тоню стрелять кроликов - из которых, распотрошив добычу на мясо, бедняжке сшили меховую шубку за неимением денег на одежду - был в сравнении с мамашей еще не изверг. Мать же с малых лет третировала Тоню, но именно она притащила ее четырехлетней на каток и вручила тренерше, которая впоследствии способствовала спортивной карьере героини.

Фильм основан на интервью - самой Тони, ее матери, ее бывшего мужа Джеффа, его придурковатого дружка Шона, тренерши и других персонажей. Авторы картины заранее предупреждают - интервью взаимоисключающие по содержанию. Но из них безусловно следует, что у Тони до ее оставшегося за кадром второго замужества не было других мужчин, кроме Джеффа, с которым она начала встречаться пятнадцатилетней, во что вериться, если честно, с трудом. Как и в то, что героине Марго Робби в этот момент 15 - актриса неплохая, но никакой грим не превратит ее в девочку-подростка. Что в сочетании с неловко использованными на документальном материале стилевыми приемами мокьюментари, репликами героев "на камеру", перебивками-монологами и т.д., достоверности происходящему на экране не добавляет, скорее наоборот.

Ключевой момент сюжета - нападение на прежнюю подругу Тони по команде и конкурентку по предстоящим олимпийским играм Нэнси: той после тренировки сломали колено, как быстро выяснилось, за этим стоял Джефф, муж Тони, но до какой степени в курсе замысла была сама Тоня и желала ли она ограничиться шантажом с последующим препятствием правосудию или оказалась причастна непосредственно к нападению и нанесению телесных повреждений - осталось загадкой для следствия и для зрителей. Естественно, Тоня свою отрицала, и мужа первая сдала. Вообще у нее было трудное детство и непростая семейная жизнь: сначала ее била мать, потом муж. Так что когда Тоню, не долго разбираясь в подробностях, суд за Нэнси все-таки лишил права участвовать в чемпионатах по фигурному катанию (олимпиаду она к тому времени благополучно продула, заняв 8-е место - а Нэнси, несмотря на сломанное колено, оказалась на 2-м, но и "серебром" осталась недовольна), Тоня Хардинг подалась... в женский бокс: делать она ничего не умеет, ничего не знает, школу так и не закончила, а раз уж все равно колотят и приходится драться - чего уж там.

В сущности история Тони дает предпосылки для черной комедии с экзистенциальными обобщениями в духе братьев Коэнов, но у авторов картины ("Я, Тоня" в оригинале) на то не хватает ни духу, ни умений, ни сарказма, а может и желания не было, и дальше назывной аллегории "Тоня - она как Америка" не продвигаются. Образы второго плана - мать с кислородным баллоном и попугаем на плече (придя навестить дочь, она не забыла положить в карман диктофон, и здесь оказавшись паскудой-предательницей) или жирный дегенерат Шон (организатор нападения на Нэнси - конченный дебил, к тому же то ли всерьез, тогда он настоящий шизофреник, то ли из тщеславия выдающий себя за суперагента) почти коэновские в циничном к ним отношениям авторов. Но и Тоня, и Джефф не лишены пусть не обаяния, но черт человеческих, в какой-то мере вызывающих сочувствие - хотя в попытке подать образ героини диалектически, через противоречия и умолчания, режиссер героиню-то и потерял, в итоге понять хотя бы, действительно Тоня была хороша как фигуристка, талантлива от бога, но обстоятельства поломали ей карьеру, или просто матерью битая, мужем битая, научилась хорошо прыгать-крутиться (судьи занижали ей оценки за отсутствие вкуса, за недостаток артистизма - случайно ли?), и всего-то делов?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments