Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

до зеленых мышей: "Щелкунчик" П.Чайковского, Пермский балет, хор. Алексей Мирошниченко

Странные люди сдавали в последний день билеты под предлогом, что спектакль идет в сопровождении фонограммы - как будто для них сюрпризом стало отсутствие Курентзиса! В данном случае, да еще в Кремле, живой оркестр, мягко говоря, необязателен, и более того: сколько-нибудь понимающие шли не на название даже, но на имя, гастроли так и позиционировались изначально: Наталья Осипова сперва, потом уж "Щелкунчик", вот и на билете то же пропечатано. Другое дело, что и Осипова после травмы нынче, заметно, не в лучшей творческой (и физической, если честно, тоже) форме, и хореография Мирошниченко мало позволила бы исполнительнице блеснуть, при том что какие-то отдельные па, в которых звезда балета может проявить себя, все же придуманы, просто не сложены в роль, в характер. Да и драматургия в целом - не самая сильная сторона работы Мирошниченко.

Так или иначе после чуда, сотворенного с "Щелкунчиком" в прошлом году Кристианом Шпуком -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3707920.html

- трудно смотреть пусть нестыдный, но, положа руку на сердце, малоинтересный, вполне посредственный пермский опус, где у центральной пары солистов, приглашенной Натальи Осиповой и своего, местного Никиты Четверикова, не складывается не то что полноценного дуэта, но хоть какого-то заметного взаимодействия.

Пролог спектакля переносит действие в Петербург конца 19-го века: конфетки-бараночки, словно лебеди саночки, гимназистки румяные, будто не про Щелкунчика речь Чайковского , а про Петрушку Стравинского (Мирошниченко ставил в рамках проекта "Стравинский", но не "Петрушку", а "Жар-птицу", "Петрушка" достался тогда Варнаве), все это на фоне решетки Летнего сада и за ней купола Исаакиевского собора - но дальше идея не развивается, может, и к лучшему, не хватало только, чтоб мыши оказались евреями-большевиками, а деревянные солдатики православными белогвардейцами. Но зачем тогда "выходить народ на улицу" - тоже непонятно, коль скоро далее события обратно возвращают героев на привычный праздник под елку. Где царит избыточное многолюдье - зато на сцене нашлось место и детям, и ветеранам.

Подобно Шпуку, Мирошниченко тоже обращается к Гофману поверх Чайковского, но более опосредованно - история принцессы Пирлипат с мышами разыгрывается в формате "домашнего театра" посреди общего праздника, что "съедает" часть первого действия, и, соответственно, кусок ведущих партий за счет вставного номера; впрочем, Осипова компенсировала "недостачу" после антракта на танце феи Драже, пусть это и не слишком логично. Местами представление и вовсе смахивает на шоу ростовых кукол - помимо зеленых (почему-то зеленых...) мышей в бахроме еще и белые медведи, уносящие Машу с Принцем в огромной подарочной корзинке под занавес первого акта, и бурый, словно сбежавший от цыган, медведь во втором акте, в его ярмарочно-балаганном финале. А елочные ангелочки, что примыкают к кордебалету снежинок ровно на вокальных фрагментах и потом после антракта (на кремлевских гастролях продлившегося час, больше, чем первое действие шло) возникают снова, могли быть хористками и петь.... - но в отсутствие оркестра маленькие балерины вынуждены молча складывать ручки в "молитве".

По-настоящему же меня смутил лишь момент в кульминации первого акта: чтоб помочь Щелкунчику победить зеленого Мыша, героиня бросает в него туфлю, отвлекает на себя, и Щелкунчик поражает Мышиного короля игрушечной шпажкой в спину. Вероятно, в "Щелкунчике" подобный ход несколько уместнее, чем был бы в "Ромео и Джульетте", где смотрелся бы откровенной подлостью, несовместимой с имиджем романтического героя, но все равно - такой предательский удар... Мышку жалко!

Танцы дивертисмента во втором акте тоже вышли довольно унылыми - в них ни изысканности, ни экспрессии не обнаружилось. Получше остальных удались арабско-кофейная пара (и то за счет уровня исполнителей, хотя здесь тоже преобладали движения гимнастико-акробатического плана) и "пастушки" (относительно прочего изящные, без претензий). Девочка в китайско-чайной паре потеряла в танце шапку - мелочь, ерунда, но одно уж к одному... Неожиданность запоздало случилась на апофеозе в Адажио, который вдруг трагически оборвался - Принц... бросил Машу, сбежал! И вообще превратился в куклу. Остальные ожившие ради праздничка игрушки тоже попадали безжизненно - и Маша в ужасе проснулась.

Честно сказать, я бы остался при ином впечатлении, закончись история на том: без фальшивого надлома (как было, скажем, в "Щелкунчике" Поклитару, где героиня вовсе замерзла под утро аки девочка со спичками), но с ясным, жестким, внятным пониманием - любовь случается лишь в сказках, что куклы, что люди одинаково бесчувственны. Да и утомило уже происходящее порядком - но последовало развитие сюжета, окончательно разочаровывающее своей тривиальной сусальностью. Дроссельмейер испуганную кошмаром о предательстве возлюбленного-куклы девушку уложил обратно в кроватку, как смог, но с утра пораньше, не обращая внимания на продолжившееся гулянье, Маша подхватилась, едва успев приодеться на бегу, метнулась на улицу, к решетке Летнего сада, к Исаакию за забором, в масленичный балаган-шапито, а там грянул вальс и снова-здорова колбасятся и испанцы, и пастушки, и китайцы, и еще невесть откуда взявшиеся (перебежчики из "Пламени Парижа"?) французы в костюмах-триколорах с революционными кокардами.

Тут и Дроссельмейер опять подоспел, и подвел к Маше бравого улана (могу ошибаться, но мундир на герое вроде уланский), и так девушке понравился военный, что о принце мечтать она враз забыла. Это был, конечно, он - Щелкунчик, только не во сне, а наяву, не кукла, а живой, и опять же, девушка надо не в сказочные грезы уноситься, но поддерживать своей верностью защитников отечества, что лучшие из них, как видно, делают и подают пример - а потому что патриотки. Вспомнился мне по такому случаю давнишняя новелла из детского киножурнала "Ералаш" про незадавшуюся репетицию школьной самодеятельности: "ты что, какой поезд?! у нас Шекспир, а не Анна Каренина!"
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments