Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

год новый наступил, кушать стало нечего

Это, матушка, враг-то из ненависти на нас, что жизнь такую праведную ведем. А я, милая девушка, не вздорная, за мной этого греха нет. Один грех за мной есть, точно; я сама знаю, что есть. Сладко поесть люблю. Ну так что ж! По немощи моей господь посылает.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру, а я перед Новым годом получил на бедность от ГУМа подарочную корзинку с продуктовым набором - вареньем, печеньем, и среди прочего, двумя палками разных видов салями, "монтанья" и "с шампиньонами". Но "с шампиньонами" еще понятно, о "монтанье" я могу догадываться только исходя из своих скудных представлений о топографии и этимологии ("Я, по своей немощи, далеко не ходила, а слыхать - много слыхала. Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных..."), да и нам, татарам, все равно. А вот не все равно, и особенно кстати, вспомнить - а то сейчас забывается, причем тотально и на самом высоком, официальном уровне тоже - как еще сравнительно недавно и слов таких, как не то что "монтанья", но и собственно "салями" знать не знали мы, в лучшем случае слыхали из эстрадных монологов, тогда весьма популярных (ныне разговорный жанр юмора переместился по большей части в стендап-формат "комеди клаба"), и, в частности, сатирик Михаил Задорнов, среди прочих знаменитостей покинувший сей мир за уходящий год, вместо того, чтоб, как он это делал впоследствии, изобличать тупых америкосов, растравлял свою благодарную ему за это целевую аудиторию (и сам, выступая от первого лица, и посредством исполнявших его тексты Петросяна, Винокура, других звезд прежнего розлива) описаниями прилавков в магазинах на западе, где, мол, ну столько колбасы, и ну такой разной - нормальный человек с ума сойдет, а выбрать не сумеет!

В целом о том, как жили двадцать лет назад, а главное, как двадцать лет назад мозги работали, нынче лучше любых экспертов из общества анонимных евреев могут сказать художественные произведения, и опять же, не здравствовавших и продолжавших творить в 90е живых классиков вроде Бориса Васильева или Чингиза Айтматова, а вот, к примеру, фильм Владимира Меньшова "Ширли-мырли", который лишь в 21-м веке уже стали оценивать по достоинству, или песни из репертуара моей любимой группы "Комбинация": "Американ бой", "Рашн герл", ну и, конечно, "Два кусочека колбаски" - эти маленькие шедевры емко отражают, что называлось в школьном литературоведении, "быт и нравы эпохи", рисуют яркими и грубыми красками ("выпукло и гротесково", сказал бы Князенька...) картины тотальной деградации и убожества, с одной стороны, но с другой, вместе с тем, оптимистическую перспективу, искреннюю уверенность в скорых переменах к лучшему (что, между прочим, в современной русскоязычной поп-лирике либо отсутствует вовсе, либо за версту отдает фальшую и заказухой, да и вся она устремлена сейчас стилистически, тематически, сюжетно не в будущее, а в прошлое, то самое, от которого попса и целиком масскульт начала 90-х брезгливо отрекался).

Днями обнаружил на просторах интернета, который православные пока еще поленились нам отрубить, "Два кусочека колбаски" в интереснейшей аранжировке, достойной если не Шнитке с его полистилистикой, то по меньшей мере Бориса Чайковского или Родиона Щедрина в своей изощренности, но вместе с тем и аутентичности, "народности" (там даже в одном из повторов припева откуда-то мужские голоса возникают, группа ведь по вокальному составу "девчачья") - в сочетании с выверенностью формы и чистотой стиля. Это даже не "музыка революции" - тут в песне сама жизнь, вся целиком, ее простейшие проявления, обобщенные до символа, если, разумеется, не воспринимать хрестоматийный шлягер "Комбинации" (музыка Виталия Окорокова, стихи Александра Шишинина, 1993) как нечто прикладное, а отнестись к ней с должным вниманием и вслушаться всем сознанием, всем сердцем, всем телом:

http://muz-color.ru/?s=%D0%94%D0%92%D0%90+%D0%9A%D0%A3%D0%A1%D0%9E%D0%A7%D0%95%D0%9A%D0%90+%D0%9A%D0%9E%D0%9B%D0%91%D0%90%D0%A1%D0%9A%D0%98

Кстати, и прямое указание на сорт колбасы в песне - замечательный факт: сервелат, конечно, в понятиях рубежа 1980-90-х, не абсолютная фантастика вроде салями, но из сколько-нибудь доступного колбасного ассортимента - предел мечтаний. Но особо цепляют меня в "Колбаске" сегодня другие два момента.

Во-первых, неоднократное употребление слова "кушать", на борьбу с которым сегодня русская либеральная интеллигенция тратит все свободные силы, оставшиеся от борьбы с кровавым путинским режимом: мол, культурные, образованные люди скорее с голоду помрут, а "кушать" не попросят, и хоть ты тресни, типа "жопа есть, а слова нет". То, что в песне "кушать" звучит неоднократно - конечно же, неслучайная деталь, но важная стилевая краска и элемент содержательный, значимый, отчасти и провокативный: в эстрадной песне доперестроечных лет, писаной как раз интеллигентами для народа (а интеллигент же всегда знает, что для народа лучше, правильнее), про "кушать" не услышишь - во-первых, и незачем (еще "кушать" только не хватало - о высоком надо думать, о вечном, о борьбе, опять же!), а во-вторых, уже тогда подспудно считалось, а нынче заговорили прямым текстом - мол, не существует такого глагола, понимаешь, в великом русском языке. Жалко не знали об этом классики - иначе вряд ли дедушка Крылов написал бы "ты виноват уж тем, что хочется мне кушать", постеснялся бы Розенталя. И вот настало другое время, и на какой-то период "кушать" разрешили - теперь снова не рекомендуют, а скоро окончательно запретят.

Во-вторых, любого задевают - раздражают или забавляют, умиляют - эти самые нарочитые "кусочеки", вынесенные в рефрен и в название, не только проговоренные-пропетые, но и прописанные с демонстративным пренебрежением к нормам грамматики и орфографии. Что также неспроста и выдает в песне "Комбинации" больше чем знак эпохи, но и, если угодно, ее манифест. Однако с точки зрения как раз грамматики и орфографии кое-что меня здесь смущает, вызывает вопросы. Я, положим, по моей филологической специальности в прошлом литературовед, а не лингвист, но и всякий ПТУшник, если не совсем дебил, способен вспомнить школьное правило на уровне "ключик-замочек": выпадает из суффикса гласный при склонении ("замочка") - пишем "е", остается ("ключика") - "и". По логике привычных школьных правил, раз уж гласный в ритмической структуре куплета отчего-то не оказался "беглым", было бы тогда лучше, привычнее петь и писать "два кусочИка колбаски" - кстати, и на слух как-то умильнее, теплее воспринимается, менее жестко, чем "кусочЕка"; да в том, стало быть, и творческий расчет, и художественный вызов, в этой вот, прошу прощения за невольный каламбур, чЕкистской жесткости, в нарочитости, в эстетической бескомпромиссности.

И вообще много было песен хороших в то время, и то время сюжетами, деталями быта и стилистически достоверно отражающих. Вот еще хотя бы один взять подзабывшийся к наши сытые, но мутные дни брильянтик от группы с характерным названием "Унесенные ветром" -

а за окнами даль
а за окнами жизнь
и отсюда мораль -
за нее и держись:

http://muz-color.ru/?s=%D0%A3%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D0%92%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BC+-+%D0%93%D0%BE%D1%80%D1%8F%D1%87%D0%B8%D0%B9+%D0%AF%D0%B7%D1%8B%D1%87%D0%BE%D0%BA
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments