Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Прокофьев и Римский-Корсаков, РНО в КЗЧ, дир. Михаил Плетнев, сол. Борис Березовский

За несколько дней программу поменяли, причем радикально, полностью: вместо фортепианного концерта Филда - 2-й Прокофьева, вместо Мендельсона - Римский-Корсаков. И хотя Прокофьев - любимый мой композитор, а Филда я, кажется, и не знаю, пусть ему двести лет в обед, меня замена огорчила: во-первых, незнакомое привлекает, а во-вторых, мне уже доводилось слышать прежде, как Березовский играет и тот же 2-й концерт Прокофьева (с Темиркановым), и 1-й (с Лиссом), в прошлогоднем сольнике у него была 8-я соната Прокофьева - набралось достаточно оснований думать, что Прокофьев совсем не "его" автор". Плетнева как пианиста в прокофьевском репертуаре я, наоборот, не застал - едва ли МВ начисто прошел мимо него в свое время, не мог он Прокофьева игнорировать, наверняка и записи имеются, но на моей памяти не включал в без того немногочисленные сольные программы ни разу; как дирижер - изредка за него берется, но, кажется, тоже без особой расположенности. Между тем как раз Второй фортепианный концерт Прокофьева у меня самый любимый, я к нему отношусь пристрастно, слушал много в разных исполнениях и живьем, и с дисков, и в интернете, поэтому версия Плетнева-Березовского мне, как и следовало ожидать, мне оказалась предсказуемо не близка. То есть дирижер и пианист добились того, чего хотели, это было любопытно, неординарно и в своем роде очень качественно. Однако, например, по каденции в первой части, если б не узнаваемая тема, можно было подумать, что Березовский играет Рахманинова, а не Прокофьева. Да и в быстрых пассажах второй части потерялась жесткая ритмическая основа, и в третьей не хватало напора, вместо энергии движения вперед слышалась какая-то фатальная усталость, обреченность, неспособность преодолеть инерцию (У Березовского с Темиркановым, кстати, так не было!) Отчасти примирил меня финал, где и каденция вышла более-менее по-прокофьевски напряженной - но Березовский и Плетнев, в сущности, если не идентичной, то сходной "группы крови" музыканты, и несомненно, подход к 2-му концерту у них общий, а что он лично меня не до конца убеждает, ну это уж мои личные проблемы.

Зато Римский-Корсаков - не просто из числа нелюбимых, но активно не любимых мною композиторов, и что характерно, второе отделение с тремя сюитами из опер "Снегурочка", "Сказание о невидимом граде Китеже..." и "Сказка о царе Салтане" меня тронуло гораздо больше первого прокофьевского! При том что "Китеж" и "Салтана" в виде оркестровых сюит чуть ли не ежегодно исполняет Гергиев на своем фестивале, по крайней мере когда я на него ходил, регулярно исполнял, надоел - да что Гергиев, эти симфонические штучки Римского-Корсакова чаще всего проходят по разряду "кич ля рюс", хорошо если не в самом похабном, фальшиво-помпезном, сложившемся к началу 1940-х (и очень пригодившихся в борьбе с "формалистами", с тем же Прокофьевым, для "положительного примера") советско-сталинском варианте. На "Снегурочку" в таком виде я до сих пор, правда, вроде бы не попадал живьем, порой "пляска скоморохов" звучит отдельно оркестровым бисом - но Плетнев не просто каждую сюиту превратил в программную симфоническую поэму, а фактически все три объединил в своего рода "симфонию" (несмотря на перерывы с выходами-уходами и поклонами, чего МВ по возможности избегает даже там, где "по штату положено"), двигаясь, развиваясь мысль от волшебной лирики "Снегурочки" через героико-мифологический, мистический, но и отчасти милитаристский, не без того, "вагнерианский" пафос "Китежа" к сказочно-шутливому, простодушному внешне, но не лишенному своеобразных иронических подтекстов "Салтану". Вышло почти такое же нежданное откровение, как плетневская "Арлезианка" Бизе на Большом фестивале РНО в сентябре! Наилучшим образом, пожалуй, удался "Китеж", с просто изумительными, фантастическими "чудесами" в оркестре. Но завершил Плетнев вечер все же "Салтаном", более эффектными и популярными "музыкальными картинками" за счет темы "во саду ли, в огороде" из эпизода "Три чуда" и беспроигрышно шлягерного "Полета шмеля", который Плетнев к тому же вынес как бы на бис, обособленно, хотя и в привязке к сюите. Впрочем, у Плетнева белка с орехами и хождение в невидимый град - чудеса равновеликие.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments