Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Приключение Незнайки и его друзей на воздушном шаре" Н.Носова в "Около", реж. Александра Толстошева

Знайка бежит, а незнайка лежит. Девкой меньше, так бабой больше. Было видение, было... На детские спектакли, которые еще в моей юности оставались для театров унылой обязаловкой, сейчас спрос и наблюдается настоящи бум жанра, имеющий в том числе и коммерческую, маркетинговую составляющую. Однако раньше все они были на один тюзовско-"елочный" лад скроены, а сейчас разделились, помимо менее объективных критериев, четко на две категории: праздник для богатых детей, ну или, точнее, для детей богатых - шикарно-дорого-красиво, и неважно, если в сюжете концы с концами не сходятся, а декларируемая моралистическая начинка вступает в наглядное противоречие с крикливой стилистикой упаковкой - самый характерным, я бы сказал, вопиющим примером подобного подхода служит "Синяя синяя птица" в Театре Наций:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3718618.html

В противоположность визуально роскошным, но скудоумным "кислотным" шоу немало детских спектаклей, как сейчас выражаются, "бюджетных" (забавно, что безоценочное и нейтральное определение, обозначающее изначально лишь механизм финансирования, превратилось в синоним эпитета "нищий", "убогий", а прилагательное из разряда относительных незаметно перешло в качественные), даже подчеркнуто, нарочито, демонстративно аскетичных, где минимализм художественных средств, примитивные технологии и опора на "хенд-мейд" необязательно вынужденная, обусловленная ограниченностью финансов, но стилеобразующий прием, несущий на свой лад некий содержательный вызов. Недавно довелось посмотреть очень симпатичный образчик такого рода - "Лелю и Миньку" Светланы Ивановой-Сергеевой в ЦИМе, сюда же можно отнести и "Приключения Незнайки..." Александры Толстошевой в театре "Около дома Станиславского".

Впрочем, коль на то пошло, "Незнайка" по стандартам "Около" - постановка скорее "богатая", в ней даже присутствует, закрывая узнаваемые, давно ставшие брендом кирпичную стену с листами ржавой жести, самая настоящая, специально для спектакля (!!) придуманная и построенная "декорация" с множеством деталей, ниш, полочек, электронными часами и дисковым телефоном, с использованием даже (вот дожили.... но понимаю - чтоб стать, говорят, человеком, шагать надо в ногу с веком) видеомонитора! Такой стимпанковско-ретрофутуристический антураж из книг саги про Незнайку задает ассоциации в большей степени с историей полета на Луну в ракете, а не на воздушном шаре до соседнего городка коротышек, не отменяя привычного, фирменного, общего для постановок "Около" на каком-угодно материале, от "Трех сестер" и "Старшего сына" до специфических версий классических сказок про Алису или Винни-Пуха (кстати, последнего я в "Около" так и не посмотрел...) или самостоятельных сочинений-миксов вроде "Магадана" неизменно фаталистического настроения постапокалиптической вселенской меланхолии, парадоксально оттеняемой, заостряемой толикой ностальгической иронии.

В прологе спектакля постаревший, усталый Знайка (Алексей Мишаков) обрывками, как бы невзначай и, похоже, не в первый раз, а по привычке, пропуская большую часть текста, зачитывает письмо от Семицветика с приглашением еще раз прибыть в гости, и вспоминает, что с предыдущего визита прошло два с половиной года, хотя выглядит при этом так, будто не два, а двести двадцать два, и тоже с половиной. Стало быть, все остальное - рассказ о том, что давно случилось, безвозвратно прошло, но сохранилось в Знайкиной памяти. Случилось именно то, что написано в книжке Носова - коротышки полетели на шаре, придуманном Знайкой, но Знайка успел прыгнуть с парашютом, а Незнайка испугалась и сбил с толку остальных, потом вывалился из корзины, которая упала неподалеку, и оказавшись в больнице доктора Медуницы, представился изобретателем шара и руководителем экспедиции.

События "Приключений незнайки", правда, обнаруживают неожиданные на первый взгляд параллели, например, с "Городом женщин" Феллини (там,. по-моему, тоже без воздушного шара не обошлось). И действительно - не только в больнице, куда попал Незнайка (Алексей Артемов) с синяком после падения из корзины, персонал исключительно женский, но и во всем городе не осталось мальчиков - якобы они ушли и переселились к берегу реки. Неудивительно, что к единственному до поры на всю больницу и весь город какому-никакому мужчине Незнайке проявляют повышенное участие поголовно медработники - и главврач Медуница (Ольга Бешуля), и медсестра Синеглазка, и ее подружка-коллега, готовая составить Синеглазке конкуренцию в борьбе за ответное внимание "пациента". Потом полку раненых прибывает, с обнаружением прочих участников полета, и забота распределяется далее на доктора Пилюлькина, на Винтика со Шпунтиком. Разумеется, музыкальным фоном трагикомическим госпитальным перипетиям служат бардовские, эстрадные и киношные шлягеры, имевшие хождение в СССР второй половины прошлого века и по сей день не всеми забытые - "Надежды маленький оркестрик", "Этот мир придуман не нами" и т.п. В финале же на "балу", устроенном по случаю всеобщего выздоровления и выписки раненых в этом городе женщин, ищущих старость, нашедшие было свою "пару" девочки и мальчики танцуют под... "Случайный вальс" Фрадкина, перетекающий пусть и в цирковой, но марш: утро зовет, снова в поход - про письмо, полученное и зачитанное в прологе Знайкой, на поклонах стараешься не вспоминать, но волей-неволей предполагаешь, что из следующей экспедиции живыми вернуться немногие коротышки.

При незначительной, непринципиальной разнице в стилистическом формате между "Незнайкой" и, скажем, "Алисой" в "Около", спектакль "Предпоследний концерт Алисы в Стране Чудес" остается в репертуаре как сугубо "взрослый" и вечерний, тогда как "Незнайка" ставится как детский и дневной, читай "утренник". Среди аудитории, преимущественно потомственных "околят", появляются малолетки, которые взирают на происходящее с недоумением, и отнюдь не молчаливым. Но в основном и финальное угощение мороженым, извлеченным из-под сцены, из дымящегося люка (я грешным делом тоже слопал порцию, хотя мне нельзя и заболею теперь) никого не обманывает: этот праздник со слезами на глазах - прощальный бал, дамы провожают кавалеров, уходят наши мушкетеры, и даже невинная детсадовская песенка "В траве сидел кузнечик", один из немногих прямых отсылов в "окольном" варианте "Незнайки" к старому "классическому" мультику по сказкам Носова сегодня, в свете недавней кончины В.Я.Шаинского (пусть премьера вышла чуть раньше) звучит приветом с кладбища... Нет, напрасно зовет Самоцветик в гости, Знайке не с кем разделить его приглашение, Незнайка уже никогда не встретится с Синеглазкой, ну разве что в Магадане. И не надо понапрасну изводиться вопросами, за что Незнайку с войны да в Магадан - за то, что только раз в году бывает май.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments