Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Аттила" Дж.Верди в КЗЧ: ГАСО, дир. Павел Смелков, сол. Дмитрий Ульянов, Василий Ладюк и др.

С первых минут стало ясно, что дело пахнет керосином, однако и отступать было поздно: я не просто заранее убедил себя и морально настроился, что по поводу Курентзиса с 7-й симфонией Шостаковича не стоит дергаться, но еще и прослушал запись выступления Курентзиса с той же самой симфонией в Мариинке накануне аж два раза, после чего смысла куда-то зачем-то еще бежать не осталось совсем, разве что домой, чтоб не тратить понапрасну время на прескверное исполнение пусть и малоизвестной, редко звучащей оперы - конечно, я не побежал и досидел до конца, с трудом, через силу.

При этом как ни крути, а Курентзис - гарантия качества, можно сколько угодно спорить о его подходах и взглядах, не говоря уже про имидж, самопиар и жуткие организационные заморочки, но не придерешься на предмет, что оркестр не сыгран или там кто-нибудь не соответствует заявленной планке. Я и 7-ю т.н. "Ленинградскую" симфонию Шостаковича мало что не люблю, но и шедевром не считаю, даже среди зрелых симфоний в целом мне несимпатичного композитора она только что самая мифологизированная, как нынче принято говорить, "раскрученная", но далеко не лучшая, на мой взгляд - однако запись Курентзиса слушал (подчеркиваю, дважды!) с интересом, особенно что касается средних частей. Впрочем, и первая, навязшая в ушах, у Курентзиса получается неожиданной, отчасти интригующей - похоже, он сознательно уходит от контраста между вступлением и основной частью с т.н. "нашествием", и в целом от "сюжетности", от прямолинейной "повествовательности", которая вроде бы вместе с музыкой дана, а в действительности, может, и не настолько все очевидно... Весной в Мариинском мне довелось увидеть старую-престарую (1961), архаичную балетную одноактовку Игоря Бельского на музыку 1-й части 7-й симфонии, и там во плоти, наглядно представлена в кондовом, раз и навсегда сложившемся, официально признанная и как будто не подлежащая ревизии "каноническая" фабула "Ленинградской":

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3585280.html

А Курентзис и "нашествие" поначалу "облегчает", округляет "углы", такое "мягкое вхождение" получается, вернее, создается подобное впечатление, потому что далее следуют фирменные, присущие Курентзису в любом его проявлении и на любом музыкальном материале контрасты (оправданные или неоправданные, убедительные или нет - опять же есть повод для споров и спорьте сколько угодно). Вторая и третья части, если судить по питерской записи - а я не думаю, что московская версия сильно и принципиально отличалась бы даже при восприятии вживую (плюс "эффект присутствия", минус нервотрепка и всяческие организационные неудобства) - превратились, чего следовало ожидать, в своего рода "автопортрет" дирижера, уж что там автор думал, бог весть, но характерное раскачивание динамики, темпов, резкие перепады - видимо, утомили и Курентзиса, и оркестрантов, к финалу они малость подвыдохлись. Допустим, в записи много теряется - на самом деле в зале едва ли не больше теряется, особенно если при этом столько побочных задач приходится решать, чтоб туда попасть, чтоб как-то сесть или на худой конец встать... Ну а на закрытие оперного фестиваля Ладюка и "Аттилу" Верди с ГАСО и Смелковым я шел в кои-то веки спокойно - и толку?!

Светлана Касьян переорала всех басов и теноров, оркестр и хор вместе взятых: Одабелла, дочь правителя Аквилеи, апеннинская Юдифь, решительно отомстившая Аттиле за смерть отца - единственная женская партия в опере, конкуренток на сцене у тебя нету и состязаться за овации не с кем, ну зачем же так надсаживаться? От сопрано Касьян даже в лирической арии уши закладывало, а подобная ария в партии у нее считай одна, опера то "героика-патриотическая", почти каждый номер сбивается на маршевый ритм, в противостоянии италийских и германских племен, римлян и варваров недвусмысленно заложена авторами актуальная для их эпохи политическая аллегория, отсюда и пафос подобающий, но и тогда, вероятно, итальянские патриоты воплям предпочитали пение, а сейчас-то в декабрьской Москве полтора с лишним века спустя чего ради глотки драть?!

Вообще из ансамбля вокалистов на сколько-нибудь приемлемой высоте показал себя лишь бас Дмитрий Ульянов в заглавной партии - тоже покрикивал, но в рамках разумного, более-менее сообразно характеру своего героя, ну и в оркестре надо было еще не потеряться, что со Смелковым, похоже, трудно. Рядом с Ульяновым и руководитель собственного фестиваля Ладюк, певший римского полководца Аэция, противника Аттилы, еле дышал - для возрастных проблем рано, значит, просто что-то происходит с голосом; впрочем, он всегда отличался сдержанной, "культурной" подачей, а партия для него низковата, ближе к басовому диапазону; так или иначе Ладюк рядом с громким Ульяновым звучал хиловато, в сольных номерах второго отделения выигрышнее; тем не менее в любом случае дуэт Ульянова с Ладюком в прологе оказался самым ярким номером.

А уж до чего херовый тенор Сергей Скороходов - ну просто неприлично! Допускаю, что для Берга или Яначека он годится, но итальянскую оперу Скороходов не может петь по определению, верхние ноты даются ему с трудом, кантилены нет как нет, во втором отделении дошло прямо до "первых петухов", хорошо опера короткая и вскоре закончилась, а то неизвестно, что еще довелось бы услышать. Когда Скороходов пел дуэтом с Касьян - вообще туши свет, ну или минимум зажмуривайся. Откуда выкопали певцов на второстепенные партии - неведомо, но легче было обойтись без реплик Ульдино, чем выводить на эстраду тенора Антона Бочкарева: и артисту меньше позора, и публике поводов для неловкости. Дмитрий Орлов в партии Леоне, признаюсь, не запомнился ничем - ну оно, вероятно, и к лучшему.

Зато мимо персоны дирижера Павла Смелкова не пройдешь - он заменил, но не в последний момент, а загодя, имея достаточное время подготовиться (помимо многолетнего опыта работы с "Аттилой" в Мариинке!), какого-то вполне безвестного итальянца и не факт, что итальянец был бы лучше, но Смелков какой в "Аттиле", такой и всегда, а мне, как ни удивительно, довелось слышать его прежде не только в спектаклях Мариинского театра, но и наблюдать за пультом оркестра "Метрополитен-опера" - ничем не лучше, чем с ГАСО в КЗЧ на фестивале Ладюка, вот ей-богу. ГАСО - один из лучших (я бы сказал - и двух лучших, второй - РНО) симфонических оркестров Москвы, блестяще осваивающий с Владимиром Юровским партитуры немыслимой сложности, в ранней опере Верди, вряд ли требующей от инструменталистов перенапряжения последних сил, показал себя, как бы помягче выразиться... не с самой выгодной стороны. Что там творил хор - я почти не разобрал, говорят, фальшивил с кашей во рту, словно не выучил урока, но не хочу утверждать зря, оркестр оглушил меня так, что стало не до хора, да и какой хор, пока солисты визжат как резаные.

Самое обидное, что "Аттила", в Мариинке годами (с 2010-го) идущая репертуарная сценическая постановка с участием Ильдара Абдразакова, в Москве и на концертных площадках-то не появляется, я по крайней мере не помню и слышал оперу впервые, и надо ж такой конфуз. При том что вердиевские шарманочные оперы у меня никогда не вызывают энтузиазма, я помню, что достойная концертная версия "Ломбардцев в первом крестовом походе" в "Новой опере" оставила хорошие впечатления. "Аттила" во многом сходен по духу и стилю и с "Ломбардцами", и с "Макбетом", написанном вслед за "Аттилой" ("Макбет" долго шел в Большом, не слишком удачно поставленный Някрошюсом и не с самыми выдающимися на тот момент певцами, но все равно некоему "госстандарту" соответствовал) - а по сути познакомиться с редкой оперой не удалось, при таком качестве исполнения это невозможно.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments