Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Фердинанд" реж. Карлос Салдана

Впервые за несколько недель выбрался в кино (да особо и ходить некуда...) - и то на мультик. Но мультик - новая работа режиссера "Ледниковых периодов", между прочим! - неплохой, симпатичный, местами смешной, в чем-то простоватый и, конечно, в плане своей идеологической подоплеки весьма характерный.

Главный герой, которого зовут Фердинанд - молодой бычок, живущий в числе других телят на ферме Каса дель Торо в ожидании матадора. Пока бычки еще подрастают, очередь за их отцами, и как раз папе Фердинанда "повезло", его выбрали для участия в бою, с которого он, естественно, не вернулся. Тем не менее для остальных быков это повод для зависти и Фердинанда, который не хочет участвовать в боях, а предпочитает заботиться о цветочках, и от запаха одуванчиков или гвоздичек буквально балдеет, в Каса дель Торого угнетают соседи по стойлу еще сильнее. так что он решает на побег, вскакивает в порожний товарняк, а потом его подбирает фермер с дочкой и у них Фердинанд, подружившись с домашним псом, до поры ведет мирную жизнь, успевая вымахать в здорового быка. Но однажды без разрешения отправившись в деревню на праздник цветов, который пропустить Фердинанд никак не мог, он случайно устраивает там беспорядок, и, стреноженный, возвращается в Каса дель Торо, где как раз появляется матадор Эль Примо, отбирающий быка для своего прощального звездного выступления - как ни противился Фердинанд своей судьбе, соль ни пацифистки был настроен, уклоняясь от всяческого, даже ответного, оборонного насилия, а Эль Примо указывает именно на него.

Понятно, что такой простоватый и несколько устаревший сюжет, заимствованный из неведомой мне книжки - во многих районах Испании и, среди прочего, в Мадриде, где разыгрываются кульминационные эпизоды истории, коррида запрещена давно - нуждается в грамотной эстетически актуальной аранжировке, и драматическую, несущую к тому же непосильную идеологическую нагрузку фабулу, необходимо облегчить за счет побочных комических персонажей с их нелепыми похождениями. Эта дежурная роль выпала "успокаивающей козе" и трем "поганым ежикам", но коза и ежики справляются, надо признать, блестяще. Я, правда, не совсем понял, что это за прием - подсаживать к разъяренному быку "успокаивающую козу" и как конкретно "успокаивающе" не в сказочном мультике, а в реальности, если такой ход как-то соотносится с реалиями скотоводства, воздействует коза на быка, за счет чего он должен умиротвориться. Но так или иначе вонючая успокаивающая коза Лупе - самая яркая комическая фигура "Фердинанда", к тому же в ней узнаются не только аналоги из какого угодно современного мультфильма, сделанного по тем же художественным и идеологическим стандартам: лично мне по жизни всегда везло на подобных приятельниц-ебанаток, активных, себя не помнящих, в сущности, незлобных и даже неглупых, но способных на пустом месте все вокруг себя превратить в хаос, а сейчас никого похожего рядом нет и с непривычки грустно... - и тут в тему мультик про "успокаивающую козу", ну то есть про быков, а коза-то веселее! Лупе сперва рассчитывает "воспитать" из Фердинанда бойца-звезду, но быстро перестраивается и начинает помогать ему в борьбе за мир. Подключается и семейство вороватых трех "поганых ежиков", братьев и сестер (об отсутствующем четвертом брате ежике не говорят, только молча крестятся) - всего-то хотели поживиться чужим, а оказались бескорыстными, бескомпромиссными союзниками Фердинанда и Лупе. Сложнее всего было переубедить остальных быков на Каса дель Торо, и тут уже на первый план выходят проблемы идеологии.

Направленность пафоса "Фердинанда" против корриды в принципе очевидна. Но, во-первых, она с практической точки зрения опоздала, коррида уходит в прошлое, туда ей и дорога. Хотя летом я наблюдал, как влет и задорого раскупаются билеты на корриду, но то в баскских районах Франции, а не в Испании; и теперь это не национальная традиция, а туристический аттракцион для курортников, преимущественно неевропейского происхождения, впрочем, наверняка не менее уродливый, чем коррида "аутентичная" - однако, на мой взгляд, идейные противники корриды еще тупее, чем ее поклонники (как и в случае с "лисьей охотой" в Англии, с другими подобными архаичными обычаями), и смотрю я на проблему не с позиций т.н. "зоозащитников", а скорее с противоположных: мне не животных жалко, которых мучают и убивают потехи ради; мне отвратительны люди, способные от этого зрелища получать удовольствие и еще приплачивать за него готовые. Что же касается реалий культурно-исторических - стоит заметить, в мультике достаточно узнаваемо показан Мадрид, куда Фердинанда привозят в итоге на бой с Эль Примо, и, в частности, вокзал Atocha с его роскошным зимним садом посреди зала ожидания, но вот арена, где разыгрывается кульминационный эпизод сюжета, не опознается совершенно, как и небольшие домики вокруг нее, я даже не понял по картинке, где в Мадриде расположено это место; тем более не бегают быки по улицам Мадрида (одна из самых динамичных сценок мультика) - это происходит в Памплоне. А во-вторых, коррида и многое с ней связанное здесь выступает, конечно же, всего лишь несложной аллегорией определенных типов социальных взаимоотношений, которые в свете современных (условно "либеральных", "гуманистических", "передовых") тенденций подвергаются переосмыслению и трансформации, что, в свою очередь, вызывает болезненную реакцию т.н. "традиционалистов" (православных и исламских фашистов, вообще любых цивилизационно неполноценных народностей и адептов антихристианских культов).

В "Фердинанде" на уровне, адаптированном для усвоения малолетками, сталкиваются два мира, две системы: ты родился быком - значит, как формулирует до поры главный антагонист, а потом вернейший сподвижник заглавного героя, ты "или боец, или холодец", третьего не надо, и тех быков, что не пригодились для корриды, из Каса дель Торо увозят в фургончике со схемой разделки туши на кузове до ближайшего мясокомбината, но если ты проявишь себя "бойцом", то выйдя на арену и, допустим, погибнув, все равно заслужишь победную славу, вот к тому и должен стремиться настоящий бык; либо, кем бы ты не родился, у тебя есть право выбрать свой путь, свою судьбу, да хоть цветочки нюхай, не зная других забот, лишь бы не во вред окружающим - но опять-таки за право быть собой надо бороться, так что стать "бойцом" придется в любом случае, альтернатива в том, сражаться ли за ложные фетиши в плену иллюзий, или противопоставить иллюзиями собственною свободную волю, попутно проявляя солидарность и толерантность со всякого рода, вида (включая, в прямом смысле, биологические виды) и сорта "иными".

Альтернатива "или боец, или холодец" - действительно ложная, и авторам фильма не откажешь в убедительности, насколько доходчиво они ее изобличают, тем более, что большинство сегодняшней русскоязычной кинопродукции как раз ее и навязывают (еще более агрессивно и куда менее талантливо, а главное, вдобавок, неискренне, по заказу, подхалтуривая), и поэтому тоже "Фердинанд" воспринимается благодарно, а не только из-за ужимок ебанутой вонючей козы и ежиковых проказ, пускай они тоже свою функцию выполняют успешно (по-настоящему смешных, уморительных деталей, придуманных режиссером-мультипликатором, в фильме множество). Вместе с тем искусственность, утопичность, нежизнеспособность навязываемых "Фердинандом" и подобной анимационной (ну и игровой тоже, и литературной, и т.д.) продукцией правил поведения в обществе тоже лежит на поверхности. В отличие от "Зверополиса" -

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3309242.html

- в "Фердинанде" она не становится основной, сюжетообразующей темой, история героя развивается все-таки сама по себе, как трогательный частный случай, а обобщается до "морального урока" уже как бы "довеском". И все же очень трудно на голубом глазу принять "положительную перспективу" истории, в которой освобожденные быки поселяются у доброго крестьянина и его дочки, где каждый из быков сможет себя творчески и свободно реализовывать, видимо, мирно доживая до старости и естественной смерти на склоне лет: чтоб на такие сказочки покупаться, надо не одуванчики с гвоздичками нюхать, а нечто позабористее, тут и трехлеток не обманешь. Пока экшн в мультике набирает силу, и обнаружив в "комнате славы" матадора рога всех им убитых быков, Фердинанд небезуспешно убеждает товарищей по несчастью, что, мол, "быки не побеждают", а потому не к бою надо готовиться, а к побегу, и не злобу в себе воспитывать и не мышечную массу нагуливать, а развивать твердость духа, терпение, смекалку - все идет неплохо (опять же коза с ежами под ногами путаются, плюс еще тройка безмозглых лошадей из соседней конюшни создает быкам препятствия, приходится и на них тоже отвлекаться). Но уже "момент истины", когда Фердинанд на арене имеет возможность покончить с самовлюбленным, карикатурным Эль Примо, а вместо этого мирно застывает, сосредоточившись (ну да) на цветке гвоздики, и матадор все равно собирается воткнуть в него шпагу, но публика с трибун начинает вопить в защиту быка, и Эль Примо вынужден отступить под давлением прогрессивной общественности - несколько смущает своей прямолинейностью. Ну а буколический эпилог заставляет лишь усмехнуться.

Хорошая, красивая и добрая, допустим, сказочка - а от здравого смысла далека. И никого, тем более русских быков, она не то что не убедит, будто "быковать" плохо, некрасиво и бесполезно, но даже и саму эту бесполезность следования заложенным природой животным инстинктам в должной мере не демонстрирует. А в чем, однако, мультик убедителен - так это в том, что "быки не побеждают", если иметь в виду те самые порядки, против которых направлен идейный пафос сказочки (где бык, сколь угодно уверенный в своей звездной исключительности - всего лишь жертвенный агнец для шоу с подставой), тем и утешает: пускай "быкует", кому нравится или кто не может иначе жить - рано или поздно его рога окажутся на стенке в качестве трофеев.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments