Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Вадим Холоденко и Алена Баева в МЗК: Чайковский, Курбатов, Бах, Шуберт, Шуман, Р.Штраус, Шимановский

За уходящий год, если я ничего не пропустил (а стараюсь не пропускать), два нынешних концерта Холоденко с перерывом в несколько дней на консерваторской площадке всего лишь третье и четвертое выступление пианиста в Москве после двух дуэтных программ с Курбатовым, вернее, одной программы, но сыгранной дважды, я на нее ходил, когда Холоденко и Курбатов работали в камерном зале Дома музыки:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3670566.html

Из нынешних двух, и вообще среди всех четырех, третий концерт - единственный за год сольник (ну и еще Вадим уточняет, что дважды в 2017-м играл с оркестром - Рапсодию Рахманинова и концерт Скрябина, я не ходил), и это все! Хотя несколько лет назад, до побед на международных конкурсах, Холоденко можно было услышать часто (было бы желание - но желающих как раз немного набиралось...). И с очень рискованным подбором произведений: всего две крупные вещи, причем одна - Чайковского, но малоизвестная и, положа руку на сердце, неочевидных достоинств Большая соната Соль мажор, а вторая, тоже на целое отделение - Соната До мажор все того же Алексея Курбатова. Ни на какого другого исполнителя я бы при таком репертуаре не пошел, а на Холоденко, наоборот, готов прийти, играй он хоть Подгайца, хоть Компанейца, хоть митрополита Иллариона (но тот, кажется, для фортепиано соло пока, слава Богу, не сочиняет, предпочитая многосоставные оркестры и хоры) - в его исполнении все это равно интересно, все равно здорово.

Как мы потом шутили, у Курбатова соната не хуже Чайковского, если не лучше - что и кроме шуток правда (ну какая-то совсем фиговая у Чайковского Большая соната...) Причем в первой части Чайковского у Холоденко все-таки был некоторый перебор по динамике, но уже вторая часть прозвучала исключительно, а сонату своего товарища и партнера по фортепианному дуэту Холоденко исполнил и вовсе безупречно, так что, еще и по музыкальному языку представляющая из себя нечто среднее между Рахманиновым и Скрябиным (консонанс тут от сердца, а не в духе "подавитесь вы вашим До-мажором!", как у позднего Прокофьева, к примеру), курбатовская соната ничуть опусу Чайковского не уступала, и пускай я убей не понимаю, зачем в 2015-м (дата создания опуса) сочинять музыку, которая могла быть написана в 1915 и даже еще пораньше, надо признать, что незамысловатая, но внятная тема второй части (а в начале и в конце она звучит с предельной откровенностью, беззащитностью) и меня до некоторой степени тронула - ну не в последнюю очередь благодаря исполнителю, конечно.

Так и или иначе в любом случае безусловно прекрасным и на мой взгляд самым значительным в сольном концерте Холоденко оказались бисы, отнюдь не дежурные эффектные пьесы, но две инвенции ("дуэты") Баха, исключительные по сдержанности и точности исполнительского воплощения.

А вот дуэтный концерт Холоденко и Баевой в том же МЗК четыре дня спустя и программой порадовал куда больше: австро-немецкий романтизм, все авторы на Ш - логично, концептуально, ну и не без иронии, надо полагать! Вместе с тем произведения не самые затасканные. Рондо си минор Шуберта, правда, мне показалось, играли то ли не вполне уверенно, то ли еще не "раскачавшись", и моментами скрипка если не "подавляла" фортепиано, то малость "выпирала" - но и здесь богатство эмоций поражало: и юмор, и нежность, и какая-то, пусть не ярко выраженная, торжественность... Вторая соната для скрипки и фортепиано Шумана - вообще необыкновенно прозвучала, с первых тактов захватывающе, волнующе; а изысканное вступление третьей части, построенное на вкрадчивых аккордах и осторожном пиццикато - словно не романтизм 19-го века, а или совсем старина, или, наоборот, модерн, по крайней мере привет либо предчувствие из иной эпохи. Ну и само развитие в сонате Шумана для меня сроднило ее с жанром "повествовательным" - не программно-изобразительным, но именно сюжетным, в духе баллады или, может, сказки.

На Шумана растратив весь свой скудный запас эмпатии, я в сонате Рихарда Штрауса, при том что он один из любимейших моих композиторов и музыка эта мне неплохо знакома (кстати, впервые я заметил и запомнил Холоденко, наткнувшись по телевизору на запись, где Вадим играл его "Бурлеску"; после чего уже преднамеренно пошел на ближайшее выступление Холоденко в КЗЧ с Первым концертом Прокофьева, и это был первый раз, когда я Холоденко услышал живьем) просто любовался на исполнение, под конец второй части и в некоторых местах третьей, впрочем, замирая от восторга.

И затем снова бис, единственный - но кто ж, однако, берет такие бисы?! Изумительно сыгранный рафинированный "Нарцисс" Шимановского (и тоже на Ш, не ломая концепции!..) - не "бисовый" ни по статусу, ни по качеству - как полноценный, значительный концертный номер, потянувший бы у иных артистов на половину отделения - и после такого встать и уйти?! Как же не хотелось уходить!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments