Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Рахманинов и Равель, РНО в КЗЧ, дир. Александр Ведерников, сол. Николай Луганский

Александр Ведерников за годы работы в Большом, кажется, армию поклонников так и не собрал, хотя мне в тот период нарекания по его адресу казались если не вовсе надуманными, то избыточными, чрезмерными, по крайней мере что касается собственно музыкального качества тогдашних оперных постановок, ну или, как минимум, звучания оркестра театра - ну может быть еще и потому, что я с его творчеством познакомился очень давно, еще когда он приезжал и сотрудничал с ульяновским симфоническим. В последние годы я почти не попадаю на концерты Ведерникова, да и не очень часто он выступает, нынешняя его программа с РНО по набору номеров тоже не слишком-то привлекала, но хотелось его уже послушать, тем более вместе с Луганским - и, в целом, удачный получился концерт. При том что я, не исключено, сбежал бы в антракте, если б Рахманинов шел после Равеля, а не наоборот, но так услышал и Рапсодию на тему Паганини, а перед ней еще и "Остров мертвых".

Про "Остров мертвых" еще Маяковский писал: "мелодизированная скука" - у него в "Я сам" есть пассаж, как они с Бурлюком познакомились, улепетывая с Рахманинова из консерватории. И правда, тягомотина жуткая, но сыграл ее РНО с Ведерниковым настолько здорово, насколько возможно - и академически "правильно", и все-таки, вопреки "программе", отсылающей к уныло-пошловатой картине Беклина, динамично, с точными кульминациями. В Рапсодии как раз у оркестра не все было гладко (мелочи), но зато Луганский показал себя великолепно, с присущей ему индивидуальностью - я эту музыку не люблю и значительность ее считаю придуманной, приписанной напрасно, воспринимаю на уровне "он пугает, а мне не страшно", но тут порой выходило прям-таки страшновато, Луганский исполнил Рапсодию нервно, с резкими контрастами, выделяя эпизоды, в общем, до какой-то степени зацепил.

И все равно главным в программе предсказуемо оказался 2-й концерт Равеля для левой руки, не менее шлягерный, но прозвучавший свежо, ярко, с изумительными каденциями Луганского, и с оркестром он постоянно находился на одной волне, играл на одном буквально дыхании. Заслуженный успех на сольные бисы пианиста не сподвиг, до четверти зала после его выступления поползли восвояси, между тем РНО с Ведерниковым завершили вечер "Вальсом" Равеля, не снижая градуса эмоций, достигнутых фортепианным концертом. Как и все остальное (вот честно, подобные программы я в принципе не люблю и чаще всего пропускаю осознанно), "Вальс" - репертуарный хит, но играют его очень по-разному. Запомнилась, например, версия Темирканова - сухая, "герметичная", отточенная и ни к чему не обязывающая. У Ведерникова - совсем иное: с первых тактов - предчувствие катастрофы, которое быстро отступает, сменяется иллюзорным благодушием, красивенькими танцевальными мотивчиками, но их искусственность сразу очевидна и не обманывает, а истерический срыв все равно оказывается непредсказуемым.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments