Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

выставка "На краю цвета": художники "Владимирской школы" в ИРРИ

Кое-какие картины приехали и непосредственно из Владимиро-суздальского музея-заповедника, что-то взяли из ГТГ, но основа экспозиции - собственное собрание ИРРИ. И логика тут, видимо, такова, что не столько появление выставки обусловлено интересом к т.н. "владимирской школе", сколько, наоборот, желание вызвать интерес к художникам и их творчеству из собранной хозяином музея коллекции продиктовало желание организовать подобную выставку, обозначить, стало быть, тему, подчеркнуть, укрупнить. Ну почему бы и нет - хотя выставка, будучи на свой лад любопытной, все-таки по событийности несравнима с уступившим ей залы первого этажа ИРРИ "октябрьской" графике и живописи Лабаса.

Номинально "владимирская школа" противопоставляется "суровому стилю", но общего, по крайней мере и в технике, и в тематике, меж авторами-современниками намного больше, чем различий, контрастны же они разве что по настроению, у владимирских живописцев скорее благодушному, а то и эйфорическому, у столичных же "суровых" сдержанному. Но то и другое - искусство как бы неофициальное, но и не "нон-конформистское", а лоялистское скорее; не совсем "академическое" - но и уж точно не "авангардное", короче, где-то "между".
У "владимирских" техника - ну конечно же преимущественно импрессионистская, а не "реалистическая" в строгом смысле слова: "сочные" объемные, густые мазки (особенно на пейзажах Владимира Юкина), ярчайшие краски - даже на зимних пейзажах, так что вспоминаются Грабарь и Юон (см. пейзажные миниатюры Модорова, Мокрова). Тем не менее в отличие от многих других проектов этот для ИРРИ если уж не к "русским" в прямом смысле, то к "реалистам" все же отсылает по тематике, где традиции, уходящие аж к "передвижникам", сочетаются с унаследованным от модерна интересом к примитиву, лубку.

Опять же сюжеты - почти нет на выставке мотивов урбанистических, индустриальных (встречаются, конечно - например, картина Модорова "Промышленный пейзаж", или другой пейзаж, с дорогой и столбами, кисти Матушевского - чем-то напоминает классического позднего Нисского), в основном уклон "почвеннический", касательно как пейзажей, так и портретов, все эти дебелые тетки и смурные мужики (на полотнах Дынникова), бабки в платках, или купола-колокола ("У золотых ворот древнего Владимира" Кима Бритова, 1988). Но даже вид "В порту у рыбаков" (того же Бритова 1976) по колористике и свету скорее ассоциируется с Марселем или там Малагой, а не с речными среднерусскими причалами. Впрочем, если не всемирная, то "всесоюзная" отзывчивость владимирцев налицо - см. "Аул в Армении" Кокурина (1983).

"Октябренок" Валерия Егорова или спортсмены Михаила Изотова - "Портрет Юрия Королева" (1986) и "Гимнасты. Портрет Владимира Артемьева и Юрия Королева" - перекликаются с живописью "сурового стиля" больше всего остального на выставке, но они, при всем сближении техники и тематики, недостаточно "суровы", а скорее "поэтичны", хотя лично меня этот лиризм не убеждает, если честно. Строже и честнее владимирская графика, офорты Бориса Французова, Юрия Ткачева, а из живописных - лирические женские образы Потехина. В целом же у меня сложилось ощущение, что художники "владимирской школы" пытаются навязать радостный, оптимистичный взгляд на окружающий мир, и на современность, и на историю, хотя для начала и сами-то не вполне искренни.



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments