Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Родион Щедрин-85 в КЗЧ: РНО, дир. Михаил Плетнев, сол. Михаил Плетнев, Родион Щедрин, Миша Майский

Забиваешь имя Родиона Щедрина в интернет-поисковик и автоматически формируется запрос "годы жизни и смерти" - верный признак классика: трудно представить, что он еще жив! Щедрин говорит, что в его возрасте на следующий юбилей рассчитывать было бы самонадеянно, но полагаю (и судя по тому, что поднимаясь на сцену и возвращаясь обратно, от помощи он отказывается - "могу пока сам"), композитор иронично "скромничает", пускай будет здоров, тем более что дожив до 85 уже как-то поздновато помирать; а вот я определенно до его следующего юбилейного фестиваля не дотяну, и "прогул" важнейшего из четырех заявленных концертов, с РНО и Плетневым, где Плетнев к тому же не только дирижировал, но и играл с Щедриным в четыре руки, и аккомпанировал вокалистке (несмотря на гарантированную запись - а пять лет назад я плетневский концерт в рамках 80-летия Щедрина смотрел именно и только в записи...), счел бы непростительным легкомыслием.

Сначала, впрочем, за пульт встал Александр Соловьев - его Камерный хор Московской консерватории с пианистом Дмитрием Онищенко и группой "звенящих" ударных исполнил "Многия лета" (1991 - как шутит Костик Львов, "посвящается СССР"), довольно развернутый опус, по содержанию из себя представляющий, как мне показалось в нынешнем "юбилейном" контексте (так-то ее адресат явно не композитор, не сам же он себя поздравляет и желает...), не столько "здравицу", сколько своего рода конспект автобиографии автора с разными разделами-периодами, с эмоциональными всплесками и умудренной успокоенностью, но в целом с завидной судьбой, принципиально приподнятой по интонации, оптимистичной (все-таки и здравица тоже): рояль гремит "басами", ударные, как им положено, "звенят", хор поет, одно слово - блаалепие, милые, блаалепие!

Далее на сцену вышел самолично Родион Щедрин, и отнюдь не для того, чтоб собирать букеты под стоячие овации; он сыграл в дуэте с Мишей Майским две вещицы - "Бельканто на русский лад" и "Подражание Альбенису": первая - относительно свежий (2007) камерный дуэт, симпатичный и даже трогательный, на удивление не теряющийся в масштабах большого зала, в чем основная заслуга внутренне энергичного при внешней сдержанности и собранности Миши Майского; вторая - старая (1969) и известная, здесь исполненная в переложении для виолончели и фортепиано Михаила Хомицера, изящный остроумный экзерсис.

Завершал первое отделение Дмитрий Шишкин, с РНО под управлением уже Михаила Плетнева сыгравший 6-й и последний из номерных (пока что...) концерт Щедрина для фортепиано и струнных, Concerto Lontano (2003) - сочинение с вкрадчивыми, затаенными мотивами, где-то напоминающее по мелодике колыбельную, словно балансирующее на грани яви и сна - по крайней мере, на мой взгляд, так его преподнес Плетнев; хотя Шишкину, по-моему, авансы раздариваются с избыточной щедростью, тут он показал себя достойно, с Плетневым, если не ошибаюсь, он выступает не впервые (ну с РНО точно не впервые), исполнение вышло точным, ясным, взаимодействие с оркестром удалось, и себя показал хорошо в невыигрышном, по большому счету, для пианиста материале, лишенном ярких кульминаций и эффектных ходов.

Жанровый подзаголовок открывавшего второе отделение опуса "Москва-Петушки", самого недавнего по времени создания из номеров программы (2014) - "драматический фрагмент для оркестра", мне в нем послышался не столько "драматизм", сколько "харАктерность", причем довольно-таки предсказуемая, несколько уныло-академического рода, несмотря на внешний динамизм и внятную изобразительность эпизодов-зарисовок.

После чего случилось самое главное за вечер - Щедрин и Плетнев сыграли два, №№ 3 и 4, "Романтических дуэта" в четыре руки (2007), последний номинально "в цыганском стиле", о чем свидетельствует подзаголовок, хотя мотивчик подозрительно смахивает на "Вечную любовь" Азнавура, ну да тоже чем не "цыганщина"? Для Плетнева выступление в роли пианиста партнерством с Щедриным не ограничилось - он аккомпанировал Пелагее Куренной в романсе "Таня-Катя" (2002). Врать не буду, Родион Щедрин в число лично для меня важнейших композиторов не входит (подозреваю, что любить Щедрина взахлеб, заслушиваясь до беспамятства, невозможно в принципе...), но если у него есть музыка, которая мне по-настоящему нравится, то вот этот "романс в народном стиле без слов для женского голоса и фортепиано" (2002), прелестная штучка, вроде и простая, а не совсем. Пять лет назад, когда в присутствии отмечавшего 80-летие тоже четырьмя авторскими вечерами в КЗЧ Родиона Щедрина и еще здравствующей Плисецкой на концерте Юровского пела "Таню-Катю" Татьяна Моногарова -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/2447798.html

- а на днях по телевизору запись того вечера как раз повторяли к нынешнему юбилею, было ощущение забавной, шуточной стилизации, остроумно придуманной, отлично выстроенной композитором, но все-таки безделушки; Пелагея Куренная, не теряя заложенного в вокальной партии юмора, спела "Таню-Катю" прежде всего как лирический монолог, не впадая, впрочем, в надуманную "исповедальность", но однозначно лиризма сочинению придала фортепианная партия Плетнева, которую невозможно было свести к "аккомпанементу", рояль "пропевал" каждую ноту едва ли не пронзительнее, чем сопрано!

Наконец, Концерт № 3 для оркестра, "Старинная музыка российских провинциальных цирков" - произведение давно (1989) и хорошо известное, нередко исполняемое, что называется, на слуху - у Плетнева прозвучало откровением! Оказывается, музыка эта не то что не "праздничная", но даже и не ностальгическая в духе "куда уехал цирк?", а при всей точности стилизационных красок, подобранных композитором, она содержит в себе нечто зловещее, скрытое за натужным весельем - как нарисованная цирковым гримом улыбка злобного клоуна, по крайней мере так мне у Плетнева "Старинная музыка..." услышалась (до сих пор не предполагал в ней ничего подобного, а произведение это знаю); и вот недаром же используется в ней цитата из "очей черных", которые запевают между делом хором оркестранты, напоминая про "не в добрый час..." Так что и правда заканчивать открытие юбилейного цикла на такой в лучшем случае сомнительной ноте было бы по сути неверно.

И когда на исходе трехчасового вечера (и без какого-либо официоза, все словоблудие отложили на день рождения, с Гергиевым, с чиновниками и т.п. - у Плетнева только музыка!) МВ объявил уже частично растекающемуся залу, что оркестр самостоятельно подготовил Щедрину поздравительное приношение, я, грешным делом, заподозрил, что прекрасный вечер будет смазан какими-нибудь самодеятельными вариациями на тему "Не кочегары мы, не плотники" - но зря я плохо подумал про РНО, это у Гергиева с Мацуевым наверняка тем бы и кончилось, а РНО сыграл... финал концерта Щедрина для трубы с оркестров, уже без Плетнева, за пульт встал Алексей Соболев Владислав Лаврик солировал, и вышло действительно празднично, легко, но без крена в попсу, без ложного "демократизма", а в духе Щедрина - и, безусловно, Плетнева, чьей заслуги в событийности этого не дежурно "юбилейного", но абсолютно триумфального, без дураков, реально аншлагового концерта переоценить невозможно - академично, стильно, на высшем уровне музыкального качества.

Сейчас по телевизору еще и повторяют телевизионные фильмы-балеты на музыку Родиона Щедрина - с Майей Плисецкой, естественно, в главных партиях: "Чайка", "Дама с собачкой", "Анна Каренина". Плисецкая это Плисецкая, добавить нечего, но смотришь - и боже мой, какая устарелая хореография (за нее нередко сама же Плисецкая и в ответе, между прочим), при этом какая, в общем-то, неплохая музыка, но тоже очевидно из прошлого века (ну то есть она и есть из прошлого, чего уж там). Как-то по умолчанию, при всех регалиях и заслуженных почестях Щедрин воспринимается признанным академистом, в чьем творчестве, с одной стороны, нет, если брать композиторов-современников, ни метафизических прорывов, прозрений Шнитке, Губайдулиной, Сильвестрова, ни, с другой, подлинной эмоциональной открытости, простодушия, доверительности, скажем, Бориса Чайковского (совершенно недооцененного и при жизни, и в наши дни, но очень глубокого и значительного, по-моему убеждению, композитора). Щедрин - грамотный, сделанный, очень изощренный, но его формы выверены, просчитаны, такую музыку слушать в хорошем исполнении интересно, а представить, что она может человека изнутри перевернуть, мне, положа руку на сердце, не удается. Видимо, не каждый раз Щедрину везет с исполнителями и интерпретаторами, как повезло с Плетневым - у него Щедрин зазвучал как классик в полном, прямом смысле живой, сочинитель такой же живой, актуальной музыки, при всей ее видимой укорененности в пресловутых "традициях" - кстати, весьма разнообразно им понимаемых, не сводимых к тем, о которых модно толковать нынче.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments