Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Бах-Стравинский в БЗК: оркестр МГК, дир. Анатолий Левин, сол. Константин Лифшиц

Я знал, что у Анатолия Абрамовича юбилей, но для меня Левин - самый честный и самый настоящий музыкант, который работает не ради почета и денег, а просто потому, что не может иначе, так что юбилей-не юбилей, а на концерты Левина и его, да, пускай скромного, но достойного консерваторского оркестра я стараюсь по возможности ходить всегда и считаю их более важными, чем распиаренные модные мероприятия около- и псевдо-академического формата. И хотя тут не обошлось совсем уж без официоза, все прошло в дежурном порядке - ректор консерватории вручил Левину почетный знак, сказав несколько приветственных слов, Левин в благодарственном ответе упомянул лишь то, что не надо забывать о 135-летней годовщине Стравинского, тем самым символически "забыв" о себе, и начался концерт.

Про Константина Лифшица я до сих пор знал одно: тот самый Лифшиц, что встал из-за рояля, прервав выступление, ушел со сцены и не вернулся, когда в зале зазвонил мобильник. Мне, конечно, любопытно было послушать столь ответственного перед музыкой исполнителя. И к концерту для клавира с оркестром № 1 Баха я отнесся с интересом - без восторга, поскольку при всей отточенности, четкости техники мне исполнение Лифшица казалось механистичным, тяжеловесным, излишне напористым в духе позднесоветской пианистической школы (хотя артист давно живет, как и все уважающие себя музыканты, в Швейцарии), а все же редко доводится наблюдать такое единодушие, существование в абсолютной гармонии солиста и оркестра, как у Лифшица, Левина и оркестра МГК на Бахе, по крайней мере на первой части клавирного концерта. Кроме того, у Лифшица, надо признать, невероятное чувство ритма, какового многие пианисты сегодня лишены совсем под влиянием новомодных исполнительских тенденций. Так или иначе в манере Лифшица, пока он играл Баха с оркестром МГК, обнаруживался свой смысл и свой стиль.

Но далее следовал концерт для фортепиано и духовых Стравинского. Что там произошло - я не понимаю, и зал разделился на партии, одна из которых грешила на оркестр, другая на солиста. "Тупоконечники" сочли, что Лифшиц, игравший концерт Стравинского наизусть, элементарно забыл "текст", "остроконечники" валили на дирижера, мол, после каденции в первой части оркестр не смог вовремя вступить. В любом случае, замечу для себя, Лифшиц определенно без "причуд" не может - тут и мобильники во время музыки особо не звонили, но это не помешало ему первую часть прервать, встать из-за рояля и подойти к дирижеру, чтоб прояснить детали партитуры. Концерт начали заново, и не доиграв даже до того места, что при первой попытке, пианист прервал его опять. И еще раз. Расходились они с оркестром, опирались ли на разные варианты партитуры (но тогда это должно было выясниться в процессе репетиций - они же репетировали, надеюсь?!), или что еще - не знаю, но понятно, что при таком раскладе опус как целостное произведение не прозвучал. При том с четвертого захода доиграли первую часть и вслед за ней домучили оставшиеся, финал, пожалуй, не без блеска, а в исполнении Лифшица, несмотря на характер музыки Стравинского, одновременно и разухабисто-плясовой, и ритуально-трагический, траурный, преобладала неоклассическая строгость, но как ни крути, и как ни хотелось бы отнестись к происходящему лояльно (для пафосного, статусного концерта конфуз вышел бы скандальный, для консерваторского - рабочий момент, может в чем-то и занятный, чуть ли не трогательный как случай из музыкальной практики), а Стравинского в первом отделении запороли.

Во втором, уже без Лифшица, но с "Мастерами хорового пения" Конторовича, Левин дирижировал сначала "Хоральными вариациями" Баха-Стравинского, а затем "Симфонией псалмов". Я за последние годы "Симфонию псалмов" слышал живьем неоднократно, но все время в Большом как балетный саундтрек к гениальной постановке Килиана и каждый раз неудачно: во время премьеры на Новой сцене стоял за спиной телеоператоров (и прибежал-то на третье отделение не с начала), а на Исторической, удачно приземлившись в партере, готов был убить старую балетоманку-лахудру, закашлявшую мне всю симфонию, но ни в какую не желавшую выйти из зала, она же пришла "смотреть", а не "слушать". Наконец и я послушал - ну аккуратненько сыграли и спели, при желании к духовикам оркестра МГК придраться несложно (и в концерте для фортепиано и духовых, и в Симфонии), но желания нет, молодые профессионалы старались, к Левину вообще не может возникнуть претензий - вечер абсолютно рядовой, а запомнится, и не запинками в первом отделении, а просто как нормальное, рядовое, как тому и подобает, музыкальное событие.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments