Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

а я сяду против него и буду компот ананасный есть: "Карамазовы" в МХТ, реж. Константин Богомолов

Если б Кравченко не сказал коллегам "хочу домой!", артистам пришлось бы выходить на поклоны еще и еще, Янковский с Миркурбановым даже и вышли снова, уже вдвоем - почти как накануне солисты Большого на "Нурееве", только там, понятно, премьера, обстановка экстремальная, а тут рядовой спектакль, четвертый год играют, время первый час ночи - а зал битком.

Вот какого хера с "Карамазовых" никто не уходит?! Забежишь в антракте - и некуда деться, я второе действие на откидушке корячился (блин, я на "Нурееве" оба раза лучше сидел!!), только к третьему угнездился почти на своем любимом месте в первом ряду, потому что любимое изначально занимала моя соседка и по прошлому разу, которая прочла у меня когда-то, что именно второе налево от центрального прохода кресло по первому ряду оптимально для обзора, и с тех пор каждый раз, когда идет на "Карамазовых", старается купить билет туда. Но вообще публика, конечно, очень разношерстная - от начинающих театроведок с блокнотами до теток, у которых титры "комната погрузилась в сумерки..." и т.д. вызывают сомнения, "а это что, не Достоевский?" и которые до самого финала гадают, кто же убил Федора Палыча, греша почему-то на Алешу... (школа мисс Марпл, не иначе). Вдобавок какие-то совсем убогие, увечные с пакетами, с котомками, а в комплекте с ними и медийные лица - ну опять же, понятно, на "Нурееве" звезда с звездою говорит, однако ж вот только сейчас, оказывается, дошел до "Карамазовых" Александр Любимов с семейством, и сын, даром что потомственный разведчик, во втором антракте на весь коридор жаловался, что ничего не понимает.

Тем не менее все вот это вот разномастное сообщество зависает в театре заполночь - такой необычайный у Богомолова вышел в 2014-м году спектакль. Понятно, что для самого режиссера "Карамазовы" - этап пройденный даже в сравнении с "Князем", тем более с "Волшебной горой" (кстати, постоянная моя соседка по "Карамазовым" и на январскую "Волшебную гору" билет купила, туда как раз подешевели), и нынешний спектакль, если честно, прошел не идеально, может быть, наименее удачно из всех моих... семи, восьми раз? сбился со счета, сколько хожу. Кравченко хорошо держал интонацию, но порой пропускал важные слова ("до БУКВАЛЬНОГО сладострастия!"), Зудина, на пережиме, вообще забыла текст в сцене с Матвеевым, он ей пытался подсказывать, блестящий диалог развалился, "ударные" моменты ("в душу плюнул!") потерялись. Зато, по моему ощущению, Филипп Янковский, хотя был период, когда он не играл спектакль и его заменял сам Богомолов, от года к году, от раза к разу, как выражаются престарелые критикессы, "набирает": совсем недавно, два месяца назад, сразу после премьеры "Волшебной горы", я пересматривал "Карамазовых" целиком, с первого действия -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3676627.html

- и сейчас еще сильнее поразился, на каком градусе искренности, с какой эмоциональной самоотдачей, до чего органично существует здесь Янковский, причем в контексте противоположном, условно-игровом, где решенные в близком к "постдраматическому" формату пространные диалоги и монологи чередуются с "вставными" песенными и танцевальными номерами: драматизма, как у Янковского, сегодня практически ни в одном спектакле, будь хоша бы самый полный "психологический реализм", не найдешь. А тут в Янковском воплощается даже не просто пресловутая "жизнь человеческого духа на сцене", какое-то уж очень абстрактно-философское, гегельянское понятие этот "дух" - но буквально живая душа мечется, страдает, падает и возносится.

Но дело не в том, что кто-то где-то в конкретный вечер отдельно недотянул, а кто-то, напротив, например, Миркурбанов - но я его сейчас видел только в последнем действии, потому что первое пропустил, а во втором он не появляется - снова, как и прошлый раз, удивил сдержанностью в предфинальном диалоге с Кравченко, и насколько он не контролирует и не видит себя со стороны в спектаклях "Ленкома", настолько у Богомолова, где структура постановки выстроена под его артистическую и человеческую органику (как и Зудиной, как и Мирошниченко в "Мушкетерах"), а не наоборот - режиссер не пытается ломать исполнителя и втискивать его в заранее готовые рамки - Миркурбанов просто потрясающий. Вержбицкий, Хайруллина, Мороз, Ребенок - да, Стеклов с Матвеевым - да, Чинарев наяривает задорно, Колпакова - восхитительная, Кудряшова-Лиза тоже с годами все точнее, все тоньше; но и артисты, которых обычно в отзывах на "Карамазовых" не упоминают поименно - Мария Карпова ("Милицейская дива" с зажигательным танцем на столе в образе Марлен, который придумывает себе Смердяков), Надежда Борисова (Карамазова-мама) - замечательные... Вообще, кажется, "Карамазовы", помимо всех прочих "самых", еще и самый "густонаселенный" спектакль Богомолова - и после "Нуреева", от которого в мыслях не отвязаться, я все думаю, хорошо бы Богомолову поставить "балет", и желательно сразу в Большом театре, и такой чтоб не на пять-десять артистов бессюжетный, в духе Килиана или Ван Манена, а с мимансом, с хором, культуристами, стриптизерами, конями и котятами, ну чтоб по полной, значит, культурной программе!

Однако ж с начала года, прикинул все-таки, я "Карамазовых" видел по меньшей мере четырежды, причем по меньшей мере дважды - полностью, все три акта подряд. Не надоедает нисколько, но возникает другая опасность: спектакль воспринимается не столько как целостное высказывание, сколько как концертный дивертисмент: зная его почти наизусть, уже невольно поджидаешь любимых "номеров", "предвкушаешь" - и в меньшей степени это относится к песням и пляскам, а в большей - к диалогам, где на фоне вроде бы ровной, отстраненной, монотонно-"постдраматической" манеры подачи текста столько точных и ярких интонационных деталей (у Вержбицкого-Смердякова: "паль-чики дрожат"! "а убейте, убейте!" и т.д.), и я их уже до того четко помню, что, кажется, могу записать нотами с указанием тембра, темпа, динамики. Наверное, уж какое ни удовольствие ходить на "Карамазовых" снова и снова (помимо собственно спектакля, это еще какая-то на редкость вдохновляющая обстановка в зале... особенно под конец - несмотря на мрачный, пессимистический, по первому ощущению, исходный настрой), но нельзя им злоупотреблять, или надо разбавлять "другим" Богомоловым, той же "Волшебной горой" или хотя бы "Мушкетерами", которые, кстати, ставят в афишу три раза за год и второй после сентябрьского показ планируется на январь.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments