Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Пиковая дама" П.Чайковского в "Геликоне", реж. Дмитрий Бертман, дир. Владимир Федосеев

Очень удобная опера, эта "Пиковая дама" - что хочешь, то и делай с ней! Вот даже сделали умелые продюсеры "мистический" и "иммерсивный" аттракцион-променад, очень, между прочим, увлекательное мероприятие, и музыкальное, и светское:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3667560.html

Или психопатологический триллер, как пытался ставить "Пиковую даму" в Большом, вернее, переносить ее из Франции в Москву Лев Додин, правда, перенос вышел неудачным:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3039104.html

Зато историко-философский, даже "историософский" эпос Александра Тителя в МАМТе очень хорош:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3487374.html

Я не видел "Пиковой дамы" Бертмана в старом здании "Геликона", но ходил на нее, пока театр пережидал реконструкцию на Новом Арбате, там, с многочисленными купюрами и без массовых сцен, она смотрелась как камерная, частная, но очень целостная история, с максимальной наглядностью напоминающая, у кого учился Дмитрий Черняков:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/2035244.html

Сейчас "Пиковую даму" в "Геликоне" возобновили на основной, большой сцене зала "Стравинский". А основа постановочной концепции осталась прежней. Только теперь игральный стол и прочая нехитрая меблировка вынесена прямо на просцениум, к самой рампе, на поднятую оркестровую яму, а оркестр под управлением дирижера-постановщика возобновленной версии Владимира Федосеева (прежней руководил Владимир Понькин) размещен в глубине площадки, над ним нависает галерея, где прогуливается "светское общество" и "бальная публика". Если честно, исходная идея режиссера в новом пространстве размывается, хотя, с другой стороны, зрелище приобретает совершенно несравнимый с прежним масштаб.

Оформление спектакля (художники Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева) нарочито эклектично, внеисторично, условно, соединяет приметы ампира и модерна, вплоть до граммофона, детали начала 20-го века (в чем восстановленная версия Бертмана перекликается с новейшей Тителя) - дуэт Лизы и Полины сперва звучит в записи на "старой пластинке", а затем уж героини его подхватывают, когда вступает оркестр. Владимир Федосеев не гонит темпы, оркестр не гремит - наилучшим образом выходят у Федосеева лирические эпизоды, осторожные, хрупкие; в драматических, пожалуй, несколько не хватает динамики. Очень огорчил, признаться, Виталий Серебряков в партии Германа - и внешнему имиджу его героя не помешало бы прибавить пусть малость наигранного, но "демонизма" или "безумства", впрочем, для "камерного" формата такой "обычный", "простоватый" Герман может пришелся бы и кстати, для большой сцены уже нет; гораздо хуже, что пел артист совсем не чисто, особенно в первом действии, резко форсировал голос на "верхах", ну, в общем, говоря напрямик, это не дело. Вот Ксения Вязникова, при отдельных проблемах с переходами - настоящая Пиковая Дама, вокально и актерски "сделанная" качественно. Алиса Гицба в партии Лизы выигрышнее звучала в драматических кульминациях, хотя "Откуда эти слезы?.." тоже трогали, но по моим ощущениям взаимодействие солистов с оркестром складывалась не совсем ровно. Очень понравилась Полина-Александра Ковалевич. На высоте оказались герои второго плана - начиная с Гуверантки (Мария Масхулия), уж на что, казалось бы, крохотная партия, а образ яркий; звонкоголосый Чекалинский (Вадим Летунов), Сурин (Михаил Гужов) - как это сейчас принято выражаться, "красавцы", Елецкий (Максим Перебейнос) - вдвойне. Про Михаила Никанорова и говорить нечего - прекрасный Томский, и он же Златогор в "пасторали".

Но кстати, о пасторали. Слышал, что в самой первой версии спектакля на родной сцене бывшего "дома медицинского работника" герои уходили слушать пастораль и она разыгрывалась в фойе или в другом зале... В помещении на Новом Арбате, где я видел "Пиковую даму" Бертмана впервые, в предыдущей редакции, ничего подобного не было и быть при тамошних принципиально непригодных для оперы условиях не могло - пастораль задвинули в боковую техническую ложу. Сейчас условия другие, но и трудности новые - зал огромный, ни в каком фойе желающих "прослушать пастораль под титлом "Искренность пастушки" не разместить, к тому же фойе в здании "Геликона", признаться, и без того тесноваты для зала, рассчитанного на такое количество посетителей (и это есть брать основной зал "Стравинский", а ведь есть еще другие залы, мероприятия порой пересекаются!). Однако персонажи перед антрактом по прежнему идут слушать пастораль, то есть третья картина разрывается антрактом, а после перерыва Лиза и Полина вместе с Томским возвращаются, чтоб исполнить ту самую "пастораль" перед графиней, взгромоздившейся карточной королевой (даже не дамой!) на игральный стол, будто на трон, и оттуда снисходительно наблюдающей любительское представление - это сколь неожиданно, столь же, на мой взгляд, нелогично.

Соединение новых возможностей со старой концепцией не вполне органично и во многих других эпизодах. Ползающие по игральному столу дети в первой картине - ну можно, конечно, додумать, что "прибежали в избу дети", но игра у Бертмана идет не бытовая, карты мечут, словно судьбы человеческие предсказывают - тут разве до детских забав? Понятно желание представить оперу без купюр - но купюры оправдывались бы постановочной идеей. Не смущает же никого фонограмма "старой пластинки", которую заводят Лиза с Полиной вместо того (ну, вернее, перед тем), чтоб самим запеть дуэтом? Или тоже "застольная" сцена Елецкого и Лизы, где при "объяснении в любви" она глядится в зеркальце, а он подсматривает текст в карманной книжечке, и оба друг дружке неинтересны - в камерном формате этот парадокс убеждает, в масштабно-зрелищном - значительно меньше. Вместе с тем "подмена" графини призраком придумана Бертманом так, что на большой сцене смотрится отлично: у партии два состава - две дамы пик в колоде у Бертмана! - оба равнозвездные, Вязникова и Костюк, но работают солистки без выходных - пока умершая графиня (в моем случае Вязникова) лежит на столе, "двойник" (Костюк) является Герману из-за зеркала! Или саквояж с графиниными драгоценностями, которые Лиза умыкнула для Германа, чтоб вместе бежать - на них он и отправляется играть, а то, в самом деле, откуда ему, ведь он "страшно беден", взять "сорок тысяч"? В массивных декорациях на большой сцене эти криминально-авантюрно-мелодраматические перипетии много выигрывают перед камерным "застольным" действом.

На днях, придя в МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко ради екатеринбургского одноактного балета на малую сцену, я, уж коль скоро все равно находился в театре, остался с антракта на второе действие "Пиковой дамы" Тителя-Лазарева, что свете предстоящей премьеры "Геликона" оказалось кстати, заодно и состав послушал частично другой (первый раз ходил целенаправленно на Ксению Дудникову-Полину, но Наталья Зимина тоже очень хороша; совершенно прекрасная Лиза - Елена Безгодкова; запомнился Елецкий - молодой Евгений Качуровский). У Лазарева, конечно, совсем другие темпы, ария Графини там "пролетает", у Федосеева, кажется, медленнее раза в два (даже у Плетнева в Большом быстрее было!), второе проведение Вязникова пела уже буквально "по слогам". Но занятно наблюдать, насколько музыкальное, в частности, темповое решение дирижера оправдывается режиссурой: у Тителя очень долго Графиня пытается с заигрывать с Германом, до самого момента, когда он впервые напоминает ей про годы - вот уже на "вы стары" она реагирует резко, настроение меняется на противоположное, но она и под дулом пистолета еще шутит, придуривается, изображает испуг, приступ, пока не упадет замертво; у Бертмана, при том что "старая колдунья" в воплощении Вязниковой весьма моложавая "пиковая дама", импозантна и не комплексует насчет возраста, Германа она, сперва тоже флиртуя с ним, отталкивает уже на словах про "три карты", то есть оскорбляет ее не напоминание о годах, но корыстный умысел несостоявшегося "ухажера" (у Тителя графиню этот момент не смущает, она знает, "какою ценой" даются победы в разного рода "играх"). И Герман у Тителя застрелился, а у Бертмана исчез, растворился в толпе игроков... В общем, для меня возник еще один дополнительный сюжетный "план" на сопоставлении по свежим впечатлениям разных версий дирижерских и режиссерских одной и той же оперы, музыку которой я, признаться честно, не люблю, сколь ни качественны и увлекательны ее всевозможные интерпретации.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment