Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Оскар и розовая дама" Э.Э.Шмитта, Ульяновский театр драмы в Доме актера, реж. Олег Липовецкий

Ульяновский театр до Москвы доезжает не так уж редко, только за уходящий год выступает второй раз, но потому как я постоянно отягощаюсь и постоянно жизнь веду прекратительную, некогда мне, а тут вроде выпал и относительно свободный вечер, и пригласили - пойду, рассудил, по старой памяти, опять же Кларина Шадько играет, которая несколько лет назад, получая "Золотую маску", вышла в числе лауреатов-ветеранов на сцену Большого последней по очередности и, пока почтенное сообщество уже готово было стартануть на банкет, толкнула речь на таком градусе пафоса, что все в осадок выпали -

http://users.livejournal.com/-arlekin-/2812549.html

- а я Кларину Ивановну, работающую в театре 55 лет, как видел начиная с 1980-х, ну и, думалось мне так, вспомню прошлое, с Наталь Санной Никоноровой, директором театра и моей во всех смыслах старой приятельницей, пообщаюсь, паче чаяния после мож и нальют че... А в меньше степени ожидал увидеть настоящий прям спектакль. Тем более на таком сомнительном и навязшем в зубах материале, как Шмитт с его слюнявым квазихристианством, очень полюбившимся, что характерно, православным в последние годы - впрочем, сейчас Шмитта даже Гинкас репетирует, так что допускаю, что и в нем что-нибудь можно найти содержательное, просто я пока не находил (хотя довелось однажды и лично с Шмиттом общаться, когда он приезжал на книжную ярмарку, и книжка у меня подаренная с его подписью имеется). Но "Оскар и розовая дама" даже и для Шмитта чересчур спекулятивная штука, про умирающего от тяжелой болезни ребенка - беспроигрышная, что и говорить, тема! Да плюс к тому игранная-переигранная, в разбросе от Алисы Фрейндлих до театра Луны. И между прочим, моно с Фрейндлих было очень скучным. Ульяновский спектакль, против всех моих опасений, нисколько.

Правда, "Оскар..." Липовецкого и придуман совсем не как бенефис возрастной актрисы, но как дуэт, где оба исполнителя выступают на равных. И если Кларину Ивановну я знаю давным-давно, то ее партнер для меня - открытие, Александр Курзин выпустился в 2014-м (местный актерский факультет), после чего еще и в армии успел послужить, так что в труппе недавно и, естественно, я не мог его видеть до сих пор. А он, помимо шмиттова Оскара сыграл также юного Володю Ульянова в спектакле-бродилке, который НатальСанна Никонорова, не доверив столь ответственное партийное поручение посторонним, сама поставила в пространстве дома-музея Ленина (где директором до сих пор, оказывается, работает еще одна моя давнишная знакомая Татьяна Михайловна Брыляева), в общем, тема мне родная, приоритетная, но ради нее надо в Ульяновск ехать, а я когда-то зарекся, что ноги моей там не будет. Зато "Оскар и розовая дама" беспроблемно транспортабелен: два стула (и те из подбора), двенадцать листков-писем на стене и часы, показывающие "реальное время" - все декорация. При этом использование писем как текстов и построение инсценировки на дуэт, а не соло, помогает актрисе без потерь ритма и смысла опираться на печатный текст, очень объемный и многословный.

Но от Кларины Ивановны не убудет, а держит ритм все-таки ее партнер: не изображая "ребенка" или "старика", подвижный, исключительно органичный, он до своего ухода со сцены не позволяет действию утонуть в розовых соплях, что материал предполагает запросто, и может быть лишь в эпилоге спекулятивная сентиментальность слегка пробивается - но к этому моменту уже и нормально. То есть со спектаклем все вышло лучше, чем можно было надеяться (публика понятно какая - нагнали бабок, но хоть сидели тихо), да и прочие мои расчеты тоже оправдались. Пожалел, что отправил ддФа перед его питерским поездом смотреть Этуша в театре Вахтангова - лучше б он Кларину Ивановну в деле увидал, а так пришел только на банкет, где все равно не жрал-не пил, ну это ничего, я отметился за двоих, Феликс же Тодорович лишь демонстрировал очередную модную рубашку (кстати, розовую).

А помимо остального мы с Наталь Санной вспоминали дела давно минувших дней, как меня уже тогда пытались не пускать в театр за мои газетные заметки, и надо заметить, что заметки те не чета нынешним дневниковым, сейчас я пожилой и спокойный (если не считать дней накануне премьеры "Нуреева"), а тогда был примерно как нынешний вилисов, только доинтернетного розлива, от руки писал и на бумаге печатался, достаточно сказать, что самая первая моя статейка об ульяновском драмтеатре называлась по первой строке шекспировского сонета "Зову я смерть, мне видеть невтерпеж..." - ну и замдиректора, пасынок тогдашнего худрука, решил, что надо меня от театра отлучить... Забыл узнать, что сталось с тем замдиректора (худрук, Юрий Семенович, давно умер, и сейчас я отчетливо понимаю, что постановки он выпускал качественные, а я тогда издевался: мол, надо присвоить ульяновской драме имя Вильяма Шекспира, если судить по афише... с тех пор имя театру присвоили - но Ивана Гончарова), а вот поди ты, нынешний директор меня и на спектакль приглашает, и на банкет за руку ведет... При том что в Ульяновске театр был один! Один драматический и один кукольный, которым руководила жена руководителя драматического, а администратор, который меня "не пускал" - это был ее сын; тогда как в Москве театров - на мой век должно хватить. Правда, еще двадцати лет в запасе на будущее у меня нету больше, но сколько есть - столько, надеюсь, никакая сука не помешает мне напоследок посмотреть, что хочу.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments