Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

не боясь греха: "Басня" в Театре на Таганке, реж. Андрей Кайдановский

Полнометражные одноактные (а иногда и двух-!) "танцевальные" спектакли сейчас присутствуют в репертуаре практически любого московского драмтеатра, от Бронной до Фоменко и от Ермоловой до безруковского Губернского, от Москвы до самых до окраин, в МХТ и в "Практике", в ЦИМе и в Электротеатре - танцуют все! Другое дело, что подобные опусы - либо пластические упражнения на заданную тему, либо дивертисменты со слабо подверстанным под них хрестоматийным сюжетом, а у Кайдановского с этой точки зрения спектакль формата не "танцы в драме", но без оглядки на "драму", хотя все актеры туземные, исключая единственного рекрута из Кремлевского балета, и тот работает в очередь с таганским напарником.

К басне спектакль Андрея Кайдановского "Басня" имеет примерно такое же отношение, как спектакль Дмитрия Волкострелова "Русский романс" - к русскому романсу:

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3001976.html

То есть, с одной стороны, самое прямое - Кайдановский, как и Волкострелов, использует определенный жанровый пласт в качестве источника даже не, прости, господи, "вдохновения", но материала для собственных умозрительных, не умопостигаемых, а скорее (если кому повезет) интуитивно ощущаемых конструкций. С другой, как у Волкострелова театр "постдраматический", так у Кайдановского "постхореографический". То и другое сегодня, впрочем, общее место для одних, и "эксперимент" в лучшем случае, а попросту "ваще ни разу не театр" для остальных, для большинства.

Но как и кому "Басню" собираются показывать - не моя печаль, да и официальная премьера планируется аж на конец февраля, я не доживу. Прямо сейчас то, что на Таганке называют "эскизом" в рамках проекта "Репетиции", мне перед лицом моих товарищей (надо было видеть эти рожи - дорогого друга Феликса, Зои, Неукротимой Анжелики... будто сошедшие с плаката "Бди!"; о Рыжей Люде и ее подругах я уже не говорю...) смотреть было интересно, а местами и весело, еще и потому, что с творчеством Кайдановского я уже сталкивался, и общий восторг по поводу его дебюта на московской сцене, тоже в рамках спецпроекта, но чисто балетного, посвященного современному танцу ("Точка пересечения") разделить при всем желании мне оказалось тяжело, при том что одноактовка "Чай или кофе?" длилась меньше получаса:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3552242.html

Почти полуторачасовая (и обещают еще сократить, облегчить целевой аудитории задачу) "Басня" далась легче, хотя по формату это все тот же мультижанровый пластико-драматический перформанс, где басни Лафонтена и Крылова деконструируются, разлагаются на "корпускулы" автономно существующих образов и сюжетных мотивов, перекрещиваясь с бытовыми, а то и психологическими универсально взятыми моментами жизни современного человека.

По сути главный, во всяком случае сквозной герой спектакля - старый Лев в исполнении таганского ветерана Игоря Пеховича, он выходит из-за занавеса и пытается читать басню про состарившегося льва, что-то изображая "пластическое" с нарочитой, но ненаигранной (куда уж там...) старческой неловкостью. Ему на смену "вылетает" стайка молодых пчел - я так и не понял, при чем тут пчелы и из какой они басни прилетели, пытался уточнить потом у Лены Груевой, но она тоже "не вспомнила", хотя сказала, что такая басня есть - про пчел и мух (ну я не знаю...). Вообще в спектакле - персонажи трех возрастных групп, и в каждой обнаруживаются свои ипостаси басенных прототипов, а если угодно, то и архетипов: лисы, вороны, соловьи. Молодежь кружится в подобие танца, среднее поколение тоже пыжится, старики, некоторые в каталках, предпочитают разговорный, а вернее, "молчальный" жанр, сбивая поэтический ритм не то что на прозу, но зачастую и на нечленораздельное звукоподражание. Особо отмечали на "обсуждении" эскиза, конечно же (как говорится, за что же, не боясь греха?) дочь директора театра Дарью Авратинскую, уж больно зажигательно ползала и тявкала, изображая волка - я правда, подумал, что это собака, типа "моська", потерявшая своего "слона", ну да не все ли равно.

Музычка подобрана кстати - веселенькие песенки, обрывки из классики, ближе к концу и вовсе ария Гения Холода, словно никто Перселла до Кайдановского не пользовал... Все это на самом деле стильно и мило, а в некоторых случаях и остроумно - например, сценка "а ля труа" в ванной, где лебедь, рак и щука обозначены надувными кругами, типа "банными игрушками" в руках актеров. Или этюд "Мартышка и очки" (в роли мартышки - Артем Болотовский, он рассыпает ворох декоративных, "солнечных" очков. В экспликации режиссер заявляет, что ему хотелось исследовать басню в отрыве от ее навязчивой "морали" - но мораль сей басни такова, что выходит под занавес на сцену во плоти, маленький мальчик изображает антропоморфную "мораль" на радость собравшимся старухам, которые из зала все же упрекают режиссера, помимо "отсутствия сюжета", еще и в склонности к гейропской толерастии. Между тем на проекте помимо режиссера-хореографа работали аж два драматурга - местный Андрей Андрианов и австрийский Ричард Шметтерер, как в лучших музыкально-оперно-балетных мировых домах. Кайдановский и сам давно живет в Австрии, отсюда, видимо, присутствие в обрывочных вербальных диалогах немецкоязычных реплик и использование в вокальных интермедиях не каких-либо иных, но немецких опер (типа арии Царицы Ночи из "Волшебной флейты") - симпатии зала к происходящему на сцене они, понятно, не добавляют, зато придают продукту (ну по крайней мере номинально) ликвидности на мировом рынке. Предполагая заодно, что постановочная группа, как это нынче водится, пришла к Апексимовой со своим бюджетом, с собственными деньгами (сколько из них в итоге пошло именно на спектакль, подавно не мне судить), стоит считать эту "Басню" без морали проектом более-менее удавшимся хотя бы на уровне задуманного.

Однако соловьев баснями не кормят и вопиющий "неформат" отторгается стенами таганского здания, как отторгался, к примеру (совершенно безотносительно к художественному постановки) богомоловский "Князь" каждым кирпичиком "Ленкома". Правда, "Басня" - это в любом случае далеко не "Князь", а просто пристойное, но проходное явление, которое могло быть замечено и оценено по достоинству в рамках специализированного фестиваля или лаборатории, но как репертуарный спектакль драматического театра - ни туда ни сюда.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments