Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Капитан" реж. Роберт Швентке (фестиваль немецкого кино в "Горизонте")

Суповой набор тем немецкого кино известен заранее: вина и, соответственно, покаяние немцев за нацистское прошлое, тяжелая жизнь угнетенных мусульман-мигрантов в современной Германии, страдания геев и лесбиянок в нетолерантном немецком обществе (впрочем, лесбиянки страдают меньше мусульман), распад семейных связей и отсутствие душевной близости между кровными родственниками и/или сексуальными партнерами "истинно-арийского" происхождения (на контрасте, опять-таки, с прочными узами, связывающими семьи угнетенных мигрантов) и т.п. Год назад, правда, мелькнул призрак возможного разнообразия - на открытии фестиваля показали картину про мужика, отправившегося в паломничество, причем не в Тибет, что еще куда ни шло, а прям-таки к Сантьяго-де-Компостела, и пусть мужик был не сильно верующим христианином, а его спутники подавно, и сама картина, мягко говоря, не тянула на шедевр, все же это было удивительно, а местами и забавно:

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3476416.html

В "Капитане", наоборот, ничего удивительного нет, продукт из серии "не смешно, зато про войну": приближение весны 1945 года, ефрейтор вермахта присваивает найденную в брошенном автомобиле офицерскую форму и под именем капитана Херольда, будто бы с ведома лично фюрера, чем дальше, тем больше идет вразнос. Хотя оставалось надеяться на режиссера - Роберт Швентке известен ироничными блокбастерами, особенно мне лично в свое время пришелся по серду сделанный им первый "РЭД":

http://users.livejournal.com/-arlekin-/1854947.html

И не без любопытства я ожидал, чем ознаменуется возвращение Швентке после 15-летнего перерыва (фильм "Тату", 2002) от голливудского формата к "европейскому" и "авторскому", артхаусному, с черно-белой картинкой и в отсутствие мирового масштаба кинозвезд. Ну и ничего путного не вышло, увы, при том что идея с переодеванием неплоха, пусть и не нова: Швентке, говоря по-русски, балансирует между "кончаловщиной" и "лопушанщиной". Что касается последнего, то "Роль" Константина Лопушанского, разумеется, тоже черно-белая и тоже построенная на мотиве присвоения героем чужой личности (строго говоря, тогда уж надо вспомнить и "Профессию репортер" Антониони, да какое там...), при своем занудстве и претенциозности по крайней мере отсылала к менее очевидным историческим истинам:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/2599815.html

Тогда как Швентке в "Капитане" эксплуатирует, самым примитивным, тупым, бессовестным способом, все ту же, давно, казалось бы, истощенную "золотую жилу" нацистских т.н. "преступлений против человечности", чем, конечно же, легко пленяет чувствительных фестивальных дамочек, которые фильмов ни о каких других концлагерях, кроме как немецких (например, о русских... или о кубинских... или о камбоджийских... да мало ли) отродясь не видали - благо таких фильмов практически и нету, все ушли на другой идеологический фронт, разоблачать Гитлера, никто ведь до сих пор не понял, какое это было чудовище. По сюжету герой с небольшой кучкой таких же ушлепков появляется в одном из концлагерей прифронтовой зоны, где местная администрация, недоумевающая в связи с приближением сил противника, деморализованная и не знающая, как поступить, например, с провинившимися заключенными, по офицерскому мундиру и по наглым замашкам принимает ряженого капитана за уполномоченную особу. А капитан, поддерживая хлестаковскую игру сперва ради самосохранения, но постепенно входя во вкус, в раж и попросту слетая с катушек от безнаказанности, не обращает внимание на противодействие представителей юстиции (да, представители нацистской юстиции противодействуют беззакониям, представьте себе на их месте юристов православных!), учиняет расправы над лагерным контингентом, а по случаю расправ еще и организует увеселительные мероприятия.

Надо отдать должное, узники концлагеря тут - в кои-то веки не евреи, даже не военнопленные, но немцы, преимущественно дезертиры, мародеры; однако вся "оригинальность" замысла этим исчерпывается, да и циничный расчет авторов состоит, надо полагать, лишь в том, что евреи вне зависимости от капитанского произвола были обречены, а тут необходимо продемонстрировать машину "нацистских зверств" в утрированном, гиперболизированном виде, для чего ее жертвой должны стать те, кто даже по "законам" Рейха не должны подлежать уничтожению. Кино основано, по нынешнему обыкновению, типа на "реальных событиях", но чем дальше, тем очевиднее, по крайней мере стилистически, реалистическое повествование уходит в гротеск и откровенную фантасмагорию, события представляются изуверским миражом, поданным уже чуть ли не с точки зрения самого зарвавшегося самозванца. Между тем все лагерные зверства демонстрируются "жирно", эффектно, максимально спекулятивно, и немцы, особенно при чинах и званиях, выглядят, как положено нацистам, карикатурой, пародией на человека - так что непонятно, почему вот этакие тупые звери, годные лишь для жестоких убийств, пьянства и бессмысленного совокупления, чуть было не сумели захватить весь мир. Лагерные эпизоды составляют большую часть фильма, но прилетает английская авиация, и после бомбардировок "капитан" с небольшой бандой покидает пепелище, врывается в городок, бургомистр которого успел вывесить белый флаг, бургомистра убивают на улице, а сами капитановы соратники предаются совсем уж разнузданной гульбе.

Несомненно актер Макс Хубахер, играющий лже-капитана, очень интересен и работает тонко, а в одной из ролей второго плана появляется Самуэль Финци, которого Москва со дня на день ожидает с моноспектаклем "Записки сумасшедшего". И по "картинке", с точки зрения операторского мастерства, "Капитан" - вещь если не выдающаяся, то умелая. Но вместо того, чтоб сосредоточиться на внутренней трансформации героя (а это ведь действительно было бы любопытно, и, может быть, глубоко...) режиссеру проще по готовым трафаретам живописать "мерзости нацизма" в их вот таком крайнем, пародийном проявлении. А заключить дело эпилогом, когда схваченный военной полицией капитан-фантастик (военная полиция рейха весной 1945 года арестовывает его за беззакония!), он предстает перед судом, находятся аргументы, чтобы - нет, не оправдать - но осудить условно, как человека, хоть и нарушившего формальный закон, но из лучших, патриотических побуждений, после чего герою удается бежать из-под суда, который и так его уже почти оправдал, стало быть, сюжетный ход с побегом нужен авторам, дабы подчеркнуть лишний раз, что герой не сумасшедший, не маньяк, но при всех закидонах набравшийся мастерства жулик, шарлатан. Ну и на титрах банда 20 летнего-"капитана" (через год, в 1946-м, он был повешен по приговору оккупационных властей) уже въезжает на своей "антилопе гну" в современность, по-прежнему черно-белую, напоминая: нацизм жив, ну и, понятно, "это не должно повториться". И вместо что-то обещавшего замысла история вновь оборачивается унылым школьным уроком, коль скоро перетирать засохшее нацистское говно проще, приятнее и безопаснее, чем хотя бы повернуть нос в сторону сегодняшнего.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments