а) развитость западных стран - иллюзия
б) западные страны обязаны своим развитием достижениям древних исламских ученых
в) исламские страны слишком долго находились под гнетом запада
г) см. соответствующую суру Корана
Вот насколько тонкое это дело - восток... Не то что запад, который своим иллюзорным развитием обязан великому научному прошлому ислама, находившемуся под колониальным западным гнетом... - ведь Коран врать и ошибаться не может! Столь же вне подозрений и иранские кинематографисты - изнемогая под гнетом исламофашистской цензуры, они несут свое искусство с гордо поднятой головой и готовы фору дать прогнившему западному миру по части изысканности формы и глубины содержания, а западный гнилостный мир фору благодарно принимает и уступает исламскому кино как метафорическую пальму первенства, так и вполне конкретные фестивальные "пальмы". Реза Миркарими, впрочем, больше кормит свое тщеславие не с каннского, а с более "геополитически" близкого московского стола. Пару лет назад на ММКФ отдали его (не скажу "победил" с чистой совестью, потому что видел картину своими глазами) посредственному даже по иранским стандартам, конформистскому и до неприличия слезливому фильму "Дочь":
https://users.livejournal.com/-arlekin-/3384567.html
А на следующий год Миркарими - в отсутствии разных там бездуховных альмадоваров и линчей - законно председательствовал в жюри того же ММКФ, и награждал уже сам... ну кого положено, того и награждал, суть не в этом. "Один кусочек сахара" - не слишком знаковая, но вместе с тем очень характерная вещь для иранского кино с его нынешним мировым статусом. В фильме, естественно, нет захватывающего сюжета, но есть панорама - социальная и поколенческая: выходит замуж младшая из сестер в семье, по какому случаю собирается на предстоящий праздник весь клан, но неожиданно умирает дед, и деньги, собранные на свадьбу, идут на похороны; от вдовы сначала скрывают смерть мужа, а потом она замыкается от горя в себе настолько, что не может умереть, если не заплачет, и ее стараются разжалобить песнями, чтоб заплакала, в чем и преуспевают.
Все это по форме, по структуре напоминает многие европейские, и в первую очередь румынской "новой волны" картины типа "Сьераневады" Кристиана Пую:
https://users.livejournal.com/-arlekin-/3384807.html
В материальном плане быт румынских и иранских семейств вполне сопоставим, а тем более учитывая, что у Миркарими герои - представители зажиточного рода, румыны-то обитают в условиях куда более убогих. Принцип композиционный, сюжетообразующий и идейный тот же - через семью показать панораму более широкую, общественную, национальную. Но почему же румынское кино - честное, а иранское и вообще любое исламское, равно как и любое православное, какие бы собственно художественные ему достоинства не приписывали ученые специалисты - лживо насквозь?
Сегодня в румынском кино можно все, а в иранском много чего нельзя. И как любят отмечать все те же путешествующие с западных фестивалей на восточные и обратно ученые специалисты, цензура на творчество влияет благотворно. Насколько благотворно - пожалуйста, пример иранского кино с его "глубиной" подтекстов в отсутствие физической возможности прямого высказывания. Самый патологический образец - "Такси" Панахи, снятый режиссером, находящимся в домашнем заточении по приговору мусульманского суда:
http://users.livejournal.com/-arlekin-/3187989.html
Но и в более спокойных ситуациях мастера исламской культуры - они же светская интеллигенция мусульманских стран - дуют на воду, плетут такие декоративные узоры, что не снились и их многовековым предшественникам-художникам древней Персии. "Один кусочек сахара" - фреска, раскрывающая, а вернее исподволь приоткрывающая "семейные тайны", и вслед за ними уже - проблемы социальные. И что для западных коллег привычное дело, общее место, то для иранских киношников - отважный поступок, чуть ли не гражданский и художнический подвиг. Любят их как раз за недомолвки, за околичности - вымученные иносказания заплывший жиром мозг западного интеллигента воспринимает как художественную изощренность. Но со своей стороны и иранские (другие мусульмане то же, но еще не настолько продвинутыми способами) этим пользуются - чем примиряют свободный мир с существованием своих диких государств и людоедских режимов в них: да, сажают, да, иногда и вешают - но ведь и кино снимают, да посмотрите какое кино, почище вашего, свободного, западного!
В семье из "Кусочка сахара" все друг другу боятся сказать правду, которую, впрочем, и без того все знают; принимают проблемы как должное вместо того, чтоб сообща их решить или хотя бы озвучить. Но недомолвки между своими - обычное дело, а режиссеры для исламской демократии - тоже не чужие, вот и громоздят один подтекст на другой, поверхность - гладкая, благостная, внутри - бури, которые никого не волнуют, кроме аудитории западных кинофестивалей, которая за этакую глубину иранских кинематографистов на руках готова носить. В Москве причины успеха несколько иные - тут просто выбора меньше, кто поприличнее сюда попросту не едет и фильмы не дает, а эти всему рады, открыты миру.