Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

черный снег: "Щелкунчик и мышиный король", Цюрихский балет, хор. Кристиан Шпук ("DanceInversion")

Наверное, за всю жизнь не испытывал такого восторга на балете, тем более, что к сюжетно-костюмным танцам отношение у меня стабильно скептическое, а конкретно Шпук для Москвы (при том что Цюрихский балет приезжает впервые, я видел его несколько лет назад в Тель-Авиве, но тогда им руководил прежний балетмейстер Хайнц Шперли и ставку делал на абстракцию) - имя не новое, и его недавняя "Анна Каренина" в МАМТе производила далеко не столь сильное впечатление:

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3393913.html

А раньше Шпук, помимо отдельных номеров в различных гала-концертах, показывал Москве своего осуществленного с балетом Латвийской национальной оперы "Песочного человека", тоже, кстати, по Гофману, но еще менее выразительного:

http://users.livejournal.com/-arlekin-/1700749.html

Тогда как "Щелкунчик..." Шпука - восхитительный образец по-настоящему современного, но вместе с тем и в полном смысле балетного сочинения. Современный он по духу, по сути, по свежести идей ("хватит на двадцать Ратманских" - заметил, мимо проходя, Александр Моисеевич Полесицкий, и хотя, допустим, преувеличил, "Ромео и Джульетта" Ратманского совсем неплохая, на мой взгляд, вещь, а бывали у него и еще лучше, но направление мысли разделяю...) и настроению какого-то совсем не академического задора, азарта; а хореография вполне неоклассическая, с элементами и эстрадно-кабаретных танцев, хотя и неоклассика тут самоироничная, но ирония не деконструктивная (как, например, у Экмана в "Тюле" мы только что наблюдали), а легкая, ненавязчивая и скорее связывает спектакль с традицией сюжетной, костюмной балетной "феерии", чем противопоставляет ей.

Под перетасованные и местами переоркестрованные номера балетной партитуры Чайковского постановщик рассказывает свою историю, то есть на свою, а Гофмана, возвращаясь через приевшуюся музыку балета к оригинальному сюжету новеллы-первоисточника, далеко не всем, кстати, хорошо известному, и довольно-таки запутанному по сравнению с примитивным либретто, но рассказ оказывается на удивление захватывающим и связным. При этом Шпук не забывает про собственно танцы, у него буквально танцуют все, начиная с Дроссельмейера.

В начале у просцениума можно видеть поникшую куклу в колпаке звездочета с аккордеоном в руках - открывается представление парой аккордов, которые "кукла" наигрывает, темой Феи Сирени из 2-го акта балета Чайковского, и далее, от чего-то отказываясь, что-то повторяя не раз, Шпук использует музыкальный материал произвольно, но очень точно, убедительно приспосабливая его к своим драматургическим задачам, обозначая разницу между миром людей и миром кукол, которые смешиваются по сюжету, реальным миром и миром фантазии (последний весьма многообразен, со своими внутренними конфликтами) не только через оформление - костюмы роскошные! - но и непосредственно через танец, у одних персонажей игрушечно-механистический, у других наполненный лирикой и живой, подлинной эмоцией.

Дроссельмейер приходит в дом Штальбаумов, чтоб ремонтировать часы - и есть в спектакле эпизод, когда над сценой зависает огромный маятник с амплитудой колебания почти от кулисы до кулисы. Внутри основного иллюминированного театрального портала обнаруживается другой, поменьше, в глубине сцены справа, похожий на камин - что-то вроде "райка" или "вертепа", а в сущности, врат в иной мир, параллельную реальность, куда в конце первого акта через люк Дроссельмейер увлекает героиню - под вальс снежинок, который меня совершенно потряс еще и тем, что снежинки в спектакле... - черные, с лампочками-искорками в бахроме пачек, то есть это хлопья не снега, а может быть, пепла, или угольки... Помимо девочки Мари и ее брата (изначально она в голубеньком платьице, он в матросской курточке) появляется из сказок Дроссельмейера принцесса Пирлипат, заколдованная, обреченная колоть орехи - и эпизод, где Перлипат помещена в стеклянный ящик, как бы для "хомяков" или "мышей", который постоянно наполняется орехами, в постановочном отношении один из самых эффектных, он и волшебный, и, кроме шуток, страшный (идет, что характерно, под "русскую" плясовую!), просто душу наизнанку выворачивает.

Вообще Шпук великолепно отыгрывает гофмановские подтексты, однако не бежит от сказочности балетной музыки. Мыши в его спектакле - как положено, с хвостами и носатыми ушастыми головами. А изумительный вальс цветов во 2-м акте танцуют - энергично, весело - полуголые парни в штанах на подтяжках и девушки в юбочках лепестками, буквально "всех цветов радуги". Все при деле: куклы, клоуны, гусары, грызуны, королевская семья и придворные - и бюргерское сообщество, и кудесник Дроссельмейер, который в какой-то сцене расщепляется сначала на 4, а затем и на 7 ипостасей, у них общий танец... - стоит еще отдельно заметить, насколько хорошо Шпуку удаются многоплановые массовые сцены, сейчас мало кто так умеет работать с большим числом артистов, находящихся на площадке вместе.

Шпук не брезгует "примочками" из сегодняшнего театрального обихода, у него по балетной сцене Фриц ездит на самокате, Щелкунчик-Принц интересуется скейтбордингом, мыши катаются на роликах, а клоун отбивает чечетку (степует он, правда, не в ритм Чайковскому, а без оркестрового сопровождения). Но при всем том больше всего меня зацепило в "Щелкунчике..." Шпука отсутствие марципановой "рождественско-новогодней" приторности. Зрелище очень забавное - но одновременно и пугающее, Мари то и дело старается укрыться под длинными полами Дроссельмейерова костюма, а тот откидывает ткань: мол, то ли еще будет - иди и смотри! Но и сказочный хэппи-энд Шпук не отбрасывает как пошлый или чересчур благостный, просто племянник Дроссельмейера, очкарик-"ботаник" в шерстяной жилетке с ромбами, мелькавший с самого начала представления, и оказывается расколдованным Щелкунчиком - он и Мари стали друзьями, Дроссельмейер щелчком пальцев гасит свет.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments