Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Шнитке, Мендельсон, Гайдн в МЗК: оркестр "Musica viva", дир. Александр Рудин, сол. Катя Сканави

Пока истинно прогрессивные любители искусства старались уловить каждое слово, что исходило из уст Теодора Курентзиса на его предварявший поздневечерний концерт репетиции в БЗК (и насколько я знаю, не уловили - в партер до непосредственной близости к тотему их не допустили, а с амфитеатра они откровений не расслышали), я с кучкой собесовских бабок в малом зале слушал музыку. Почему я стараюсь не пропускать концерты Рудина, Левина и еще нескольких дирижеров, чьих фамилий целевая аудитория Курентзиса даже не слыхала, а "продвинутые ценители", может, и знают их, но сознательно игнорируют, почитая недостаточно "статусными", я для себя давно объяснил: помимо того, что Александр Рудин (в частности) - такой же "знак качества", если брать качество сугубо музыкальное, как любой другой первоклассный, но более распиаренный дирижер, не говоря уже про тех шарлатанов или сбитых летчиков, что подменили творчество публичными высказываниями на тему "великой русской духовности", меня в концертах "Musica viva" (равно как и левинского оркестра Московской консерватории) неизменно подкупает честное отношение к делу. Количество публики неважно (то есть для организаторов, для менеджеров - вероятно, важно, но не для музыкантов), немногим важнее ее качество (но где его взять - нету у нас другой публики...), а важно выполнить достойно, на пределе возможностей, выполнить свою работу. Возможности человеческие, понятно, ограничены, поэтому допустимы претензии к конкретным исполнениям и исполнителям, но принципиально другое, и вот это другое сейчас в большом дефиците.

Нынешний концерт закрывал фестиваль, посвященный памяти Олега Кагана - на предыдущий, в БЗК с Левиным, мне удалось прибежать (затянулся театральный прогон) только к антракту, увы, но здесь совершенно невозможно было пропустить первое отделение, где Екатерина Сканави (при поддержке Владимира Сканави, перелистывавшего ноты) играла фортепианный концерт Шнитке. Неожиданно концерт Шнитке, еще года два-три назад полузабытый, превратился в репертуарный шлягер, все бросились играть его, вплоть до Мацуева (ну это уже просто тушите свет, я слышал!). А с тех пор как музыку концерта так уместно включили в своей "Метаморфозис" Тарамаев и Львова, и не частью закадрового саундтрека, но элементом сюжета, в связи с ней возникает (говорю про себя лично) отчетливая визуальная ассоциация. Вместе с тем исполнение Сканави получилось абсолютно самодостаточным, и парадоксально аккуратным, сдержанным, точным даже в тех моментах, где, казалось бы, от пианиста требуется максимум чисто физических усилий - Сканави направила усилия в другое русло, это было потрясающе и могло быть идеально, если в зале не звонили мобильники и не ходили туда-сюда, как нарочно в самых тихих эпизодах, кашляющие старухи. Вспомнилось, как год назад в том же МЗК Владимир Сканави с Еленой Ревич играли вторую сонату Шнитке, в чем-то содержательно перекликающуюся с фортепианным концертом, где тоже гневный окрик на робкий вопрос, резкая отповедь на робкое сомнение, и никаких ответов..; только в концерте нарочито "красивой", внятной мелодией возникает, дразнит и обманывает издевательский муляж истины - дьявольская маска.

Открывали и закрывали вечер чисто оркестровые вещи - симфония Мендельсона для камерного оркестра № 10 и Дивертисмент для струнных Гайдна, исполненные качественно и прозвучавшие мило, не больше и не меньше. Во втором отделении Станислав Мороз и Дмитрий Винник с оркестром сыграли Концерт Гайдна для скрипки и фортепиано, а плюс к нему дуэтный бис - вот тут, особенно в Гайдне, не все прошло гладко, по-моему, особенно что касается скрипичного соло. Станислава Мороза я слышал за несколько дней до того в БЗК на упомянутом концерте кагановского фестиваля, куда прибежал с антракта - рассчитывал застать кончерто-каппричиозо Корндорфа с солирующим Петром Кондрашиным, но ухватил за хвост только аплодисменты, послушал потом запись (другого исполнения, правда, но хорошо хоть какая-то есть - впрочем, Корндорф меня не сильно увлек, если честно), а во втором Мороз с Рустамом Комачковым играли Второй кончерто гроссо Шнитке с оркестром Левина, и в целом это было очень здорово, но и там остались вопросы к скрипачу... (про Левина я по ходу так часто вспоминаю не случайно - он присутствовал в МЗК на Рудине и поздравлял Сканави). Так что при каких-то частных минусах для меня подобные скромные концерты складываются в некий единый, мой собственный "сюжет", они, допустим, не "событийные" и тем более не "медийные", но в своем роде не менее значимые, чем камлания рок-звезды за дирижерским пультом при стечении "светской черни". Одно объединяет Рудина и Левина с Курентзисом - их музыка, собственно музыка, музыка сама по себе, в равной степени никому не нужна, но музыке, положим, это все равно, от нее не убудет.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments