Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Лютославский, Чайковский, Шостакович: закрытие "Vivacello" в КЗЧ, дир. Дмитрий Юровский

К сожалению, из пяти концертов нынешнего "ВиваЧелло" удалось побывать всего на двух, причем особенно обидно было пропустить открытие, куда я не пошел осознанно в расчете на трансляцию и запись, а трансляцию в последний момент отменили и записи мне не досталось, причем премьерного виолончельного концерта Беркли вообще нету в сети. На концерт в Мультимедиа арт музее я надеялся добежать к антракту - оказалось, он без антракта, вот же непруха. Камерный квартет не привлекал программой; итальянские струнники, впрочем, тоже, но сам оркестр, по счастью, оказался великолепным, на него стоило сходить; ну а закрытие - само собой, при том что его как раз записали и выложили в интернет.

Оркестрантов из Павии в консерватории двумя днями ранее представляла глазастая блондинка в золотистом туалете, которая очень смешно говорила "прэмьэра" и "дивэртисмэнт", а закрытие вел Варгафтик, которому, такое складывается ощущение, платят пословно, но и в этом случае дешевле было бы поднять тариф и сократить его велеречивые подводки вдесятеро, а как бы "аутентичное" произношение имен Ви'тольд и Ю'лиан совсем не так весело звучит, как "прэмьэра" в устах сверкающей блондинки с большими глазами. Кроме того, продолжая тему "уст", конферансье отличился в связи с Вариациями на темы рококо Чайковского, которые китайский виолончелист Ли Вэй Цинь играл в авторской редакции, где части следуют в несколько ином порядке и на одну вариацию больше. Ну ладно история о дружбе и сотрудничестве напомнила мне похожую никчемную многословную чепуху из того же источника по поводу скрипичного концерта Брамса, но как будто мало этого, для пущей доходчивости Варгафтик использовал сравнение: мол, все равно что если бы стихотворение Фета "Шепот, робкое дыханье" мы знали не в авторской редакции, а с первой строчкой вместо последней и наоборот. Помимо того, что без подобных сравнений легко обойтись в принципе, самое здесь смешное в другом: стихотворение Фета "Шепот, робкое дыханье" мы ведь действительно знаем не в авторской версии, а в редакции Тургенева, изначально у Фета было "шепот сердца, уст дыханье" (ну и еще в одной строчке есть разночтения). И если пафосный конферансье-просветитель про то ведал, а не спонтанно попал пальцем в небо, то стоило бы уж тогда "просветить" с толком, чтоб понятно было, о чем речь; ну а если не знал (хотя учителям-словесникам предписывается о том информировать школьников на уроках литературы - ну может Варгафтику отдельно в свое время не сообщили), так нечего попусту языком молоть и лишний раз срамиться. При всем том исполнение Вариаций, с которого я, ошибочно предполагая место наиболее шлягерного из сочинений в программе под занавес вечера, собирался сбежать, как сбегал с прошлых "Вивачелло" (а без хрестоматийных Вариаций редкий фестиваль обходится), открывало вечер и удалось на славу, и дело не в "авторской редакции" прежде всего, но в манере солиста - Ли-Вэй Цинь сыграл его ясным, строгим звуком, не "размазывая сопли", хотя кому-то подобный Чайковский мог показаться и резковатым.

Для меня лично главным номером программы ожидаемо стал виолончельный концерт Лютославского (1970), посвященный Ростроповичу. В фестивальном буклете на полутора страницах подробно "опровергается" политическая программная подоплека опуса - так подробно и так убедительно, что воспринимая музыку, при всем желании "не думать про белых обезьян" не получается и не захочешь, а расслышишь в микрохроматических страданиях солирующей виолончели одинокий голос замученного тоталитарной системой художника, что бы там не писал автор первому исполнителю и адресату посвящения (и еще, кстати, неизвестно, зачем Лютославский это делал - может именно для того, чтоб оградить Ростроповича от дальнейших преследований и сочинение от запретов). Порой солист играет в унисон с оркестром, но в основном звучание виолончели пытаются приглушить, "задавить" то медные духовые, то ударные, то рояль. Не только музыка, но и исполнитель - открытие: восхитительный виолончелист Юлиан Штекель - в его игре присутствовала и экспрессия, но осмысленная, исключительно "стильная", даже рафинированная.

Ведущий обещал "четыре шедевра", на голубом глазу, лицемерно или с фигой в кармане причисляя к шедеврам и 2-й виолончельный концерт А.Чайковского с программным заголовком "Ночь в гареме". Не берусь судить, может быть Борис Андрианов не только как фестивальный организатор, но и как практикующий музыкант действительно находит в таком материале неочевидные на взгляд стороннего дилетанта достоинства, нечто для себя важное, технически ли, содержательно ли интересное - я как слушатель не нахожу ничего. Про такие опусы еще Маяковский больше ста лет назад, убегая, и Бурлюк за ним вдогонку, с рахманиновского "Острова мертвых", говорил: "мелодизированная скука", к тому ж со стилизаторскими потугами. Причем и не противная даже, просто никакая, пустая, предсказуемая. Еще и длинная вещь - двухчастная, "программная", иллюстративная - я так понимаю, бой литавр (по литаврам ударник лупит руками), барабанов и тамбурина сопровождает "танец живота"? И потом во второй части, когда "наслаждение" сменяется "мучением" - были гурии, стали фурии - и растянутый старомодно-академичный опус следует той же сюжетной логике, что емко изложена в киношной песенке Зацепина-Дербенева "Если б я был султан...", как-то совсем делается тоскливо, тогда возникает тема, напоминающая мелодии Максима Дунаевского (только Дунаевский-мл. их использует для хороших песен, а не для проходных академических сочинений крупной формы). Хотя Борис Андрианов отлично сыграл, и оркестр себя показал здесь, как и в остальных номерах, с лучшей стороны. Вообще "Русская филармония" - коллектив со странной репутацией, совсем недавно мне довелось попасть почти против желания на кроссоверный концерт в Доме музыки, где оркестр аккомпанировал некой валлийской сопрано, и это была какая-то кабацкая пошлятина, я имею в виду игру оркестра с дирижером-иностранцем, впрочем, подстать певице и ее репертуару. Но у Дмитрия Юровского "Русская филармония" способна конкурировать с лучшими симфоническими коллективами Москвы, если судить по выступлению на закрытии "Вивачелло".

Завершал же вечер Миша Майский 1-м концертом Шостаковича - тот же концерт на открытии играл Ксавье Филлипс ввиду форс-мажорных обстоятельств (вроде ноты вовремя не прислали) вместо обещанного Дютийе, и тоже, наверное, очень здорово, я не слышал, но Майский просто потряс - и не то чтоб открыл в очень хорошо знакомой музыке нечто незнакомое, но настолько мощно донес все, что в ней заложено автором - исполнение событийное, незабываемое.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments