Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Москва сквозь века" в Инженерном корпусе ГТГ

Если на Андреева я шел сознательно, то про "Москву сквозь века" не думал, а выставка еще более грандиозная, просто потрясающая! Причем кураторам на редкость удалось соединить, одно не в ущерб другому, собственно художественный и краеведческий аспекты замысла. Правда, первый раздел, пусть там какие угодно раритеты (деревянная скульптура мученика Георгия на коне - середины 15 века; иконопись Симона Ушакова и т.п.), меня заинтересовал в минимальной степени. Но уж на что я равнодушен к 19-му веку, а он на выставке пожалуй что смотрится повыигрышнее авангардного 20-го!

И прежде всего, в рамках выставки экспонируются произведения лично для меня важнейших художников 19-го века - великолепное полотно Перова "Мальчик-голубятник" (1874) и московский пейзаж Саврасова "Дворик. Зима" (1870-е). Этот перовский мальчик не так известен, как другие - персонажи "Тройки" или изумительный "Мальчик, готовящийся к драке" (тот в Ярославском музее), но необычайно выразителен. Что касается небольшого по размерам саврасовского "Дворика" - это самый настоящий, типичный Саврасов, и даром что Москва, а домик больше похож на лесную избушку, при том что водосточная труба - скорее городская примета; по двору бродит, кормится на подтаявшем снегу домашняя птица, и вроде оттепель, проталины, а стало быть и грязь: но окончательно снег, кажется, не сойдет никогда, так и останется лежать до следующей зимы бесконечно, даже грачи не прилетели.

Не все произведения на выставке художественно равноценны, не все авторы перворазрядные, но так даже интереснее, и реалисты Светославский, Гриценко, Евграф Сорокин, "Обжорный ряд" Астрахова (1856) и т.п. явно привлекли внимание кураторов в первую очередь не живописными достоинствами, но в качестве исторических свидетельств или субъективного восприятия художника, пусть второстепенного, малоизвестного, неважно, давно ушедшей эпохи, зафиксировавшего безнадежно утраченную городскую натуру. И почти каждое полотно сопровождается исключительно важным, содержательным историко-краеведческим комментарием, будь то знаменитые Суриков с Поленовым или кремлевские виды Федора Алексеева, запечатлевшие Кремль начала 19-го века, до постройки Большого дворца, здесь они как бы "на равных", хотя все равно поленовский цикл "Соборы и Теремной дворец в Кремле" (1877), этюды к неосуществленной картине "Пострижение негодной царевны", качественно выделяются.

Картина "На бульваре. Свидание" Владимира Маковского замечательна по всем пунктам: и как передвижническо-реалистическая жанровая сценка (к мастеровому в Москву приехала жена с грудным младенцем, они присели на лавке, муж весел и с гармошкой, женщина измучена и встрече как будто не рада...), и как зарисовка "старой Москвы" (изображен Сретенский бульвар 19-го века с видом на Уланский переулок), и кроме того, как метафора с отсылом к евангельскому сюжету (встреча супругов происходит на Сретенском бульваре). Совершенно иного плана, и по манере, и по настроению - "Чистые пруды" Н.Ульянова (1900). Еще один московский бульвар, Зубовский, на скромной картине Сурикова "Зубовский бульвар зимой" (1882-1883) нельзя узнать ни за что - сегодня на том месте ни листочка зеленого, а суриковский пейзаж - считай лесной, ну парковый, не то что "бульвар" или "сквер", а настоящая роща! Из нескольких малоизвестных, некрупных размерами полотен Сурикова наиболее, пожалуй, забавная - "Иллюминация Московского кремля" (1883), запечатлевшая огни по случаю коронации Александра Третьего, превосходящие размахом задуманный, но неосуществленный "пороховой заговор" Цая Гоцяна к столетию Великого Октября! Другой суриковский "Вид на Кремль", 1913 года, дан со стороны Волхонки. Но мой любимый вид на Кремль - с Софийской набережной - открывается на импрессионистской картине Аполлинария Васнецова "Соборы": раньше я специально при возможности садился на 6-й автобус, из него он как раз вся эта панорама идеально просматривалась; сейчас в связи с тем, что "город стал ближе", а "общественный транспорт еще удобнее", 6-й маршрут и вообще автобусное движение по Софийской набережной отменили.

Красочные этюды В.Маковского со сценками толкучего рынка (у китайгородской стены) и колоритный старый слуга с самоваром на портрете К.Маковского "Алексеич" (1881-82). Хрестоматийный "Московский трактир" Кустодиева и узнаваемая "Снедь Московская. Хлебы" Машкова (1924). И в комплект к растиражированному "Московскому дворику" Поленова - его же куда менее популярный, при том что в постоянной экспозиции, но во всяком случае не менее, а то и более чудесный "Бабушкин сад" (1878), где тот же дом, что на "Московском дворике" стоит торцом, запечатлен с крыльца и вместе с хозяйкой, старушкой Юрьевой, и ее дочерью, в девичестве Баумгартен.

Как ни странно, при всей моей заведомой восторженности ну или как минимум повышенной заинтересованности в отношении к искусству первой половины 20-го века этот раздел на выставке веку 19-му проигрывает - ну хотя бы тем, что основные, самые заметные, знаковые и крупные полотна слишком растиражированы, взяты на выставку по большей части из постоянной экспозиции либо показывались недавно и неоднократно, будь то Лентулов, Пименов, Лабас, Дейнека - они все тоже прекрасные, но видены-перевидены. Есть исключения - скажем, панно Александры Экстер "Москва - синтетический город" (1914) из частной коллекции Манашеровых. Или прекрасный Вильямс "Портрет А.С.Мартинсон и А.Д.Понсова" (1947, дочь знаменитого актера и театральный художник тут изображены молодыми людьми - оба дожили до преклонных лет и ныне здравствуют, насколько я понимаю; на балконе с видом на московские крыши; теплым солнечным днем) - может его тоже разместили сейчас на постоянной основе в "Новой Третьяковке", но я такого не припоминаю.

Главные открытия в этом разделе связаны как раз с теми именами, которые не всегда на слуху - не с Кончаловским, даже не с Истоминым (они тоже присутствуют в общем ряду), не с Юоном и не с Грабарем, хотя они тоже хороши, и Иогансон с этюдом "Салют" (1945, зима, Красная площадь), и тот же Грабарь с картиной "Серый день. Проходной двор в Замоскворечье (1941), который у меня вызвал особые чувства в связи с тем, что в Третьяковку с ддФом мы, так уж получилось из-за бестолковости и дезорганизованности дорогого друга, мы шли теми самыми замоскворецкими проходными дворами с Полянки, и от того, во что превратили местность нынешние градоустроители, у нас глаза вылезали на лоб с каждым шагом - а тем более если сразу после взглянуть, какими застал те же самые дворы и переулки Грабарь с его современниками сравнительно, в общем-то, недавно, не пятьсот и даже не сто лет назад.

Но все-таки совершенно другое дело, к примеру, Ниссон Шифрин, "Страстной бульвар" (1925-26), сочетание авангардистской техники с наивом; или Виктор Мидлер, "Москва 1930-х" (1932), "Пушкинская площадь" Михаила Гуревича (1937), Борис Рыбченков ("Ленинградское шоссе. У "Яра" - 1934, промытая дождем дорога и здание, где в те годы располагался ВГИК), Михаил Маторин "Театральная площадь" (1930) и "Улица Горького" (1935), Сергей Маркин "Чистопрудный бульвар зимой" (1932 - пейзаж практически без внешних городских примет), Самуил Адливанкин "В метро" (1945), Виктор Апфельбаум "Кропоткинская улица" (1948). Совершенно замечательные "Яузские ворота" Ивана Сорокина это уже более поздняя вещь, 1979 аж года - и уже как исключение, потому что вторая половина века (если не брать "Строителей" Дейнеки 1959-60), а особенно предперестроечные полуофициальные авторы, не радуют. Триптих Олега Вуколова "Москва" (1982-83) - позднесовковая монументальная пошлятина, где с центральной части строители-высотники из люльки как бы "обозревают" Москву 17-го века на правой и левой частях. Про Нестерову или Назаренко нечего и говорить. Ну и по нынешнему обыкновению к превосходной выставке дежурно подверстаны какие-то "спасенные святыни", туда я вовсе не пошел - спаси и сохрани от этакого удовольствия.






Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments