Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Скульптор Андреев. Кем вы были до 1917 года?" в Инженерном корпусе ГТГ

Имя Николая Андреева действительно ассоциируется в первую очередь с 1917-м годом, благодаря тому, что он ваял с натуры Ленина, не говоря уже о прочих вождях революции, Андреев вошел в историю не только как художник, но и как персонаж "ленинианы". Поскольку к столетию революции, несмотря на тотальный триумф православно-фашистского мракобесия, лениниана так или иначе востребована, произведения Андреева чаще обычного тоже можно видеть на разных выставках, к примеру, сравнительно недавно в Манеже экспонировались в рамках проекта, посвященного Коминтерну, те самые знаменитые ленинские бюсты работы Андреева:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3600028.html

Вопрос "кем вы были до 1917 года?" звучит с нарочитой, но и ироничной агрессией следователя "чрезвычайки", типа "приказа по армии искусства" или "с кем вы, мастера культуры?" - неспроста, поскольку, как видно из представленных в Третьяковке работ, поворота к теме революции и образам партийных руководителей в творчестве Андреева до Великого Октября ну ничто, совсем ничто не предвещало.

Выставку открывает подборка ранних вещей, созданных под влиянием мастерской С.Волнухина в училище живописи, ваяния и зодчества - умелых, но "студийных" по сути, то есть вторичных, чей "передвижнический реализм", да еще строго, к этому периоду уже застыло-академичный по стилистике, для рубежа веков должен был казаться, мягко говоря, несвежим. Тем не менее и они по своему симпатичны: "Девушка" (1901-1903), "Женщина, стригущая овцу" (1899), терракотовая "Натурщица Дунечка" (1899), бронзовая "Жница с ребенком" (1899), напоминающая древнеегипетские статуи "Девушка в мордовском костюме" (1904). Вообще мордовских девушек, похожих на древних египтянок, у Андреева немало, и на выставке таких не одна-не две, в частности, керамические фигурки, да не миниатюрные, а вполне солидных размеров. Но здесь же - и проект памятника Гоголю, в том числе фриз с персонажами "Ревизора", прототипами которых послужили актеры МХТ (премьера вышла в 1908), а также с Тарасом Бульбой, "Старосветскими помещиками" и т.д. Разных лет варианты сюжета "Самсон и Далила" (1901-1903 и 1914-1916; более поздний - тоже с отчетливо выраженными "древневосточными" признаками, стилизационными приемами).

От реализма Андреев движется к символизму, к модерну, и тут в свой до-октябрьский период проявляет себя, по-моему, намного оригинальнее, чем в "реалистических" композициях, хотя тоже все в духе эпохи, в общем русле тогдашних течений. На стене - декоративная маска с портретными чертами артистки Германовой, в ряду с прочими - замечательный (одна из самых запоминающихся работ в зале) бюст-портрет Никиты Балиева (керамика с синей поливой, 1911). Бюсты П.Боборыкина, еще молодого Б.Зайцева, Л.Андреева, конечно, Л.Толстого, В.Маковского, а также пианистки Ванды Ландовской, последний стилизован под раннее итальянское Возрождение. Миниатюрные портреты-шаржи Станиславского, Качалова в роли Гамлета, Леонидова в образе Скалозуба. Кроме того, из музея МХТ выдано на выставку панно, созданное для капустника в кабаре "Летучая мышь" (1910) - "Олимп художественного театра", где Станиславский воплощает Зевса. А самый характерные проявление модернистско-декадентской линии в дореволюционном творчестве Андреева - однозначно "держащие" всю экспозицию, ее композиционный центр - вакханки, фавны, сирены 1910-х годов.

Показать Андреева "до 1917го года" - затея и парадоксальная, и концептуальная, и плодотворная, и неожиданная. Но "настоящего" Андреева, того, что "после 1917-го года", на выставке хоть в каком-нибудь виде а не хватает... Тем более что помимо Ленина он еще много чего делал. А сколько всего не сделал... - одной строкой в экспликации упоминаются неосуществленные проекты монументов и театральных декораций - статуя Дантона на пл. Революции, монумент 1-й Советской Конституции, барельеф для надгробия Валерия Брюсова (1926)... Да и на Владимира Ильича в сочетании с вакханками можно было бы взглянуть по-новому.








Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments