Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Мифы" реж. Александр Молочников

Фильм совсем скверный, никуда не годный, я промучился от первой до последней минуты, однако ж досидел до конца и потерянным время не считаю: "Мифы", хотя непосредственно в картине мало за что можно зацепиться, кое-что проясняют в театральных работах Молочникова, а только что как раз вышла очередная, "19.17. Светлый путь":

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3689232.html

"Мифы" и "Светлый путь" мало чем перекликаются тематически, спектакль посвящен столетию Великого Октября, фильм сделан на материале гламурно-светско-телевизионно-эстрадной жизни современной Москвы, но жанровый формат и актерский состав практически идентичны - вероятно (и естественно), съемки кино и репетиции в театре происходили если уж не одновременно, но примерно в один период, ну и чтоб, значит, два раза не вставать... Версия, конечно, поверхностная - но стоит ли усложнять? Достоинство опусов Молочникова как раз в их простоте, доходчивости, энергетической заразительности, а не в содержательной глубине или формальной изощренности - только в театре энергетика транслируется напрямую и действительно способна захватить, а через экран мало что доходит. По сути "Мифы" может и немногим хуже "19.14" и "19.17" ("Бунтарям" я готов простить больше, они в меня как-то уж очень хорошо "попадают"), но музыкальное скетч-шоу без начала и конца, а особенно на малой сцене, воспринимается нормально, тогда как в кинофильме, где при всей условности и фантасмагоричности содержания присутствуют потуги и на сюжет, и на характеры, и на конфликты, неплохо бы свести концы с концами, выстроить пресловутую "историю", чем Молочников сознательно ли, по недомыслию или просто по беспомощности не заморачивается.

Что-то наподобие сюжета можно для себя сформулировать примерно так: на маленьком плоту возле Краснопресненской набережной Москва-реки пришвартовался беглый грек Яннис Попандопулос (это имя артиста из титров, а не персонажа, если что - хотя не знаю, не знаю...), и его там сразу подобрали братья Верники, они же Диоскуры. То есть грек сразу применяет в действие сравнительный метод и отыскивает параллели, проекции, тождества между представителями московской тусовки и героями античных мифов, а Верники просто первыми ему попались. Один из братьев, высокомерный интеллектуал Вадим, глумится над вторым, самовлюбленным и напыщенным Игорем, актером, которого знают не по ролям, а по зубам - и это дает повод Игорю на глаза у грека, утопить Вадима в той же Москва-реке, подобно тому, как один из Диоскуров убил другого ради вечной славы. После чего, обвинив грека в смерти брата, Игорь сразу же берет его с собой на благотворительный аукцион, который должен вести, где грек знакомится с остальными участниками мероприятия.

Список основных персонажей возглавляет медуза Горгона - дебелая депутатша, покровительница народных хороводов (Ирина Розанова). У нее, в отличие от медузы, две взрослые дочери-близняшки; одна, Мария, замужем за отпетым "театралом" Игорем, молодым, но важным человеком, занятым переблагоустройством Москвы, про театры знающим мало и использующим храмы Мельпомены (ну раз уж речь зашла о мифах) в качестве домов свиданий; вторая, Мия - жена популярного телеведущего и шоумена Ивана; обеих играет Паулина Андреева. В случае с Иваном все понятно - это Иван Ургант, в жизни и на экране. В мифологическом плане персонаж Урганта оказывается царем Мидасом: его проблема в том, что он постоянно и по всякому поводу шутит, к чему не "прикоснется" - все обращается в юмористическую репризу, только у настоящего Урганта репризы-то поинтереснее, чем у его экранного альтер-эго, а когда оригинал смешнее пародию, едва ли это признак удачи пародиста (хоть бы он и самого себя пародировал). Кто послужил прототипом для самого неприятного, как все роли Милоша Биковича, персонажа молочниковских "Мифов" Игоря Куркова - я, признаться, не догнал, да и не такое нынче время, чтоб прямо указывать место работы адресата сатиры, посмеялись над московским благоустройством в духе того же Урганта - и на том спасибо (на Капкова, которого многие видят в Куркове, Бикович совсем не похож по типажу, да Капков вроде и не копает); по крайней мере в системе "мифов" Курков - это ни много ни мало Зевс, а его жена Мария, хранящая ему верность и отвергающая притязания беглого грека - типа Гестия, которую грек желает видеть Афродитой (жена Зевса, ваще-то, вроде Гера - не? а Гестия, коль на то пошло - их сестра... а Афродита - как бы дочка...). Еще один "олимпиец" Дионис - Сергей Безруков, хотя он еще больше Мидас, чем Иван Ургант, тот все перешутил, а этот всех переиграл, но Дионис он потому, что от безысходности занят виноделием (это ж больше по михалковской части, не по безруковской - но Михалков, видимо, это божество до-олимпийского поколения, титан, гигант, а может для Молочникова и вовсе хтоническое чудовище какое-нибудь; на доморощенном Олимпе для него места не нашлось). Кроме того, на московском "олимпе" обитает и... Геракл - продюсер Федор, в прошлом клипмейкер, ныне последняя надежда российского кино. Геракла, сколько я помню, на Олимп восхитили к отцу-Зевсу уже после смерти... но кого волнуют детали. Сам грек-мифолог при таком раскладе, очевидно, предстает реинкарнацией Улисса, и не столько уже античного, сколько модернистского, джойсовского - не больше и не меньше.

Ну для прикола - почему нет, хотя чтоб даже вот так, с прибаутками КВНовского пошиба, обращаться что с мифами, что с Джойсом, нужна несколько иного порядка культурная подготовка, ну или на худой конец усидчивость, последовательность в реализации идеи - к чему Молочников не привык. Слишком рано, легко и быстро познавший успех, он считает - в чем-то не ошибаясь, коль скоро по крайней мере в театральном формате ему найти поклонников нетрудно - что сколько-нибуь занятная мысль сама собой вокруг себя выстраивает и драматургию, и характерологию, "автору" напрягаться не нужно. На какой-то период прокатит, а дальше - или Молочников научится, или целевая аудитория к нему охладеет. Как бы только "героический" статус Молочникова не оказался мифом, а то и просто пшиком - что было бы обидно: Молочников - всяко не дурак, и многое очень точно способен уловить, а это редкое качество. Но с реализацией "улова" сложнее - он, что ни говори, не режиссер, и уж тем более не драматург.

Молочников в своих композициях действует по принципу "что есть в печи - то на стол мечи", и уже не разбирая - свое, чужое. В театре он подражает то Бутусову, то Богомолову, то Диденко (буквально "дергая" от одного и другого и третьего), в кино, стало быть - Валерию Тодоровскому, Жоре Крыжовникову, и не то чтоб сознательно, а просто походя. По любому поводу персонажи принимаются распевать куплеты, сочиненные Игорем Вдовиным - и это чудовищно, а ведь должно было быть, вероятно, весело. В одной из корявых песенок про осла поется - пожалуйста, осел в фойе МХТ, из богомоловского "Дракона", вероятно, пригодился, не тащить же в Художественный театр второго осла, раз уже есть один...

В "Мифах", однако, присутствуют некоторые детали, вернее, некоторые персонажи, на которых хочется задержать внимание. Во-первых, это бандюган из 90-х в исполнении Максима Суханова - Суханов и в театре играет только у Мирзоева, и в кино кроме Мирзоева да еще, пожалуй, Литвиновой (выбор тоже небесспорный, но по крайней мере объяснимый) практически не снимается, появление его в кинодебюте у Молочникова - момент так или иначе заметный. Ничего неожиданного для себя Суханов тут, конечно, не делает, и своим персонажем ничего нового не открывает, это типаж из тусовочно-полулюбительских криминальных комедий ушедшей эпохи, которые снимал Григорий Константинопольский и много кто еще помельче дарованием когда-то на чужие шальные деньги. Собственно, именно это Суханов и играет - по сюжету его персонаж в 90-е дал "лимон" клипмейкеру Федору на музыкальное видео "Посмотри в глаза" и теперь с чего-то решил вернуть деньги обратно. Грека похищают вместе с Федором, везут в лес, заставляют копать яму... Но у грека с собой, вот приятный сюрприз, обнаруживается ровно миллион (дали гонорар Игорю за проведение аукциона, а грек не успел передать пачки купюр по назначению), бандиты удовлетворены, но Федор все равно случайно гибнет на дороге под колесами и в его смерти почему-то оказывается виноват именно грек, вынужденный бежать обратно в Москву пешком через лес, в общем, линия, кое-что обещавшая и потенциально любопытная, заходит, как и все остальные, в тупик.

Второй персонаж, и может быть, самый живой в этом паноптикуме - светская поэтесса Вера Неверная в исполнении Ксении Раппопорт. Во-первых, Раппопорт, что ни говори, значительная актриса, на много порядков заведомо интереснее любого партнера по "Мифам"; а во-вторых, по сюжету поэтесса Неверная коллекционирует связи с представителями московской тусовки и затем описывает пережитое в порнушных виршах. С первой прозвучавшей строки стихи показались мне знакомыми - то есть не сами стихи, а неповторимые интонации иронических "подахматовских" стилизаций, в них я сразу почувствовал давно любимого автора, не Молочникова определенно и даже не Быкова (Молочников с Дмитрием Быковым сотрудничал на "19.14"), ну и убедился на титрах: конечно, "комические куплеты", так явственно при всей их заведомой пародийности выделяющиеся смысловой плотностью текста, да еще и озвученные героиней Ксении Раппопорт - все эти "ты хозяйничал во мне" и "храм Василия Блаженного под лопаткою твоей" - принадлежат Вере Павловой. Мало того, похоже они написаны для "Мифов" эксклюзивно, по крайней мере я пробовал искать тексты в интернете, не говоря уже про книжки (а у меня неплохая подборка Веры Павловой есть, один свой сборник она мне несколько лет назад прислала даже в электронном макете до выхода публикации) - не нашел.

В остальном сеанс "мифотерапии" следует признать безрезультатным, а незадачливого "мифолога" Молочникова - ну если уж не шарлатаном, то всяко прежде времени попершим в доктора-профессора недоучкой. При том небесталанным, но если б не амбиции вкупе с возможностями опережали способности и подготовку, а наоборот, может и на выходе получалась бы продукция иного качества.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments