Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Гала-открытие V фестиваля CONTEXT. Diana Vishnevа": хор. Уэйн МакГрегор, Гойо Монтеро и др.

За несколько дней до фестиваля Диана Вишнева объявила, что танцевать сама не будет, чем немало одолжила: ажиотаж резко спал, а программа в отсутствие Вишневой на сцене менее интересной не стала. Для меня, по крайней мере, участие Вишневой в представлении было не столь принципиальным, а набор имен хореографов казался привлекательным. По факту, правда, вышло не столь интересно, как я надеялся.

"FAR" Уэйна МакГрегора в исполнении артистов его собственной компании - Company Wayne McGregor - такой типичный МакГрегор, неоднократно виденный, узнаваемый в каждом движении, но особенно в замысловатых ансамблевых конфигурациях среднего раздела 25-минутного спектакля, когда из соло, дуэтов и трио складываются и сразу распадаются подвижные многофигурные композиции, и в этом хаосе, на вид асимметричном, беспорядочном "броуновском" движении волей-неволей глаз постепенно обнаруживает некий жесткий, математический порядок (может быть и иллюзорный, кстати). Обрамляют же этот средний раздел два как бы "лирических" дуэта, и первый, невероятно изысканный не столько даже по хореографии, сколько по пластике исполнителей, в первую очередь чернокожего танцовщика, демонстрировавшего невероятные, нечеловеческие возможности своего тела, задал такую планку, до которой, наверное, все последующие номера программы так или иначе не дотянули; на финальный дуэт, после ансамблей, достались лишь рудименты изначального лиризма, здесь и в пластике, и в саундтреке проявился - вероятно, "спровоцированный" хаосом - распад, разлад, и, в конечном итоге, угасание, умирание. Ничего особенного нового про МакГрегора против прежних его работ из "Far" на узнаешь, но это в любом случае вышло технически очень здорово.

Про "CHUTES AND LADDERS" ("Змеи и лестницы") хореографа Джастина Пека так не скажешь, постановщика я такого не знаю, исполнители, Жаннет Дельгадо (США) с Гонсало Гарсиа (Испания) ничем сверхъестественным не блеснули: по-своему симпатичная, но ординарная, банальная неоклассика в сопровождении струнного квартета № 1 Бриттена (живое исполнение, музыканты в глубине сцены справа): пуанты, прыжки, "позиции", на пару минут хватило бы, но спорная необходимость освоить многочастный опус Бриттена целиком сделала номер затянутым, а в спектакль из концертной безделушки его не превратила, мысль хореографа для этого чересчур вторична и скудна.

Что касается увенчавшего первое отделение и вызвавшего на своем уровне фурор "PACOPEPEPLUTO" (не могу понять, как это перевести и хотя бы с какого языка?!), состоящего из последовательности трех энергичных и ироничных мужских соло в исполнении артистов Gauthier Dance / Dance Company Theaterhaus Stuttgart (Германия), то как дивертисмент смотрится и в самом деле неплохо, сделано с юмором и танцуют парни лихо. Но не знаю, у меня ли одного возникло подозрение, что если не поставлено, то изначально задумано это балетное сочинение на обнаженных артистов - тогда имело бы смысл, что ребята постоянно прикрываются руками, отворачиваются спиной, как бы "зажимаются", и все это с юмором, самоиронией обыгрывается? Если "фиговые листки" в виде боксеров телесного цвета на парней натянули эксклюзивно ради православной публики - то это профанация, а если так и предполагалось по замыслу балетмейстера, тогда это бестолковая, пусть и милая фигня чисто эстрадного формата.

Стопроцентно "эстрадная" вещь также и развернутый, растянутый на несколько частей-эпизодов опус GREEN BRIDE ("Зелёная невеста") из второго отделения программы, хореограф - Барак Маршалл, исполнители - компания BODYTRAFFIC (США). И не просто эстрадная, а с элементами разговорного жанра, диалоговых скетчей, пантомимы и условной "этники". Диалоги парней с девушками об особенностях национальной кухни (неопределенной этнической идентификации) с флиртом в подтексте, когда парень говорит о рыбе, голубях или баранах, а девушка типа "отвергает насилие", перемежаются с нехитрыми, пускай и довольно бодрыми телодвижениями то под мелодию Чардаша Монти, то под еврейскую ретро-попсу типа "чирибим-чирибом". Я, признаться, не всосал прелести этой к тому же довольно-таки длинной вещицы, а если сосредоточиться собственно на танце - то ансамбль Моисеева нечто похожее делал еще в первой половине прошлого века и в сто раз лучше. Между тем, как и парни в обтягивающих трусах телесного цвета, так и эта костюмированная байда имела наибольший успех у почтеннейшей аудитории.

Собственно, главные сомнения по поводу увиденного - в свежести той "современной" хореографии, которой номинально посвящен фестиваль Вишневой. Даже в сравнении с проходящим параллельно фестивалем "ДансИнвершен", чья программа в этом году приятно удивляет не только разнообразием, но и качеством, "Контекст" показывает может и относительно недавние постановки, но явно вторичные по лексике, в целом по языку и по вектору мышления. Помимо псевдо-народных плясок поселян и поселянок неизвестного гражданства от Барака Маршалла, во втором отделении показали два дуэта. "I WILL FALL FOR YOU" ("Я полюблю тебя") в постановке Сиди Ларби Шеркауи и исполнении Дрю Джейкоби и Мэтт Фоли (США) разочаровал до крайности, от Шеркуаи можно было ожидать чего-то поинтереснее дежурной бесцветной медлительной лирики, пускай и технически весьма изощренной, но абсолютно проходной, да еще на фоне убогого абстрактного фотослайда. Второй дуэт, медлительно-меланхоличный "WITNESS" ("Свидетель") в хореографии опять-таки Уэйна МакГрегора и сам по себе придуман интереснее, и как-то оформлен (разноцветные неоновые трубки всяко запоминаются), но главным образом выигрывает за счет исполнителей, вернее, исполнительницы - Алессандра Ферри (Италия) в свои пятьдесят с хвостом хороша и посмотреть на нее стоило, хотя я бы предпочел ее увидеть в какой-нибудь более полноценной и оригинальной постановке.

Наконец, эксклюзив от "Контекста" - премьера, спродюсированная непосредственно фестивалем: "ASUNDER" ("На части"), хореограф - Гойо Монтеро. По-моему - третий сорт, еще и с претензией на аллегорию. Хотя если вспомнить "Золушку", которую Монтеро привозил несколько лет назад со своим Нюрнбергским балетом -

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3142916.html

то "На части" по крайней мере формально "балет", а не шоу и не перформанс. Но все равно его прямолинейный аллегоризм совершенно несносен - масса безликих "гомункулосов" колбасится под инструментальную обработку хора из "Тангейзера" Вагнера то ли в безвоздушном космическом, то ли в условно-театральном пространстве, пытается куда-то пробиться, а отдельные ее части - обрести индивидуальность, собственное лицо. В мини-спектакле есть ложный финал, когда исполнители (танцуют артисты Пермского балета) под записанные на фонограмму овации выходят на поклоны, обращаясь не к настоящему залу, а к предполагаемому, кланяются в глубине сцены, в сторону задника, на котором изображен нарисованный на компьютере "классический" занавес красного бархата, и лишь одна солистка разворачивается, отрывается от коллектива и направляется в противоположную сторону, буквально "в люди". После чего представление, которому публика в зале уже успела похлопать, присоединившись к фонограмме (а кто-то и в гардероб убежал), маст гоу он уже с удвоенным философско-аллегорическим остервенением, и артисты бьются, словно мухи о стекло, об прозрачный пластиковый занавес. Ну это и как формальный прием, мягко говоря, не ново (поклоны "задом наперед" сегодня - общее место, и порой они придуманы к месту, как, например, в "По ту сторону занавеса" Жолдака, там это концептуально, здесь - формально и ни к селу ни к городу), а в сочетании с претензией на некое экзистенциальное откровение - просто нестерпимая пошлятина. Кто знает, если б солисткой-"диссиденткой" в балете выступила - как, насколько я понимаю, и предполагалось - Диана Вишнева - хореографическое решение еще обрело бы какой-то смысл, но в представленном варианте получилась унылая пафосная чепуха, которая совсем не украсила программу, в целом несмотря ни на что насыщенную и достойную, представительную.
ПРОГРАММА

Действие I:

FAR

Хореограф: Уэйн МакГрегор (Великобритания)
Исполнители: Company Wayne McGregor (Великобритания)

CHUTES AND LADDERS
("Змеи и лестницы")

Хореограф: Джастин Пек
Исполнители: Жаннет Дельгадо (США) и Гонсало Гарсиа (Испания)

PACOPEPEPLUTO

Хореограф: Алехандро Черрудо (Испания)
Исполнители: Gauthier Dance / Dance Company Theaterhaus Stuttgart (Германия)

Действие II:


I WILL FALL FOR YOU
("Я полюблю тебя")

Хореограф: Сиди Ларби Шеркауи (Бельгия)
Исполнители: Дрю Джейкоби и Мэтт Фоли (США)

GREEN BRIDE
("Зелёная невеста")

Хореограф: Барак Маршалл
Исполнители: BODYTRAFFIC (США)

WITNESS
("Свидетель")

Хореограф: Уэйн МакГрегор (Великобритания)
Исполнители: Алессандра Ферри (Италия) и Герман Корнехо (Аргентина)

ASUNDER
("На части")

Хореограф: Гойо Монтеро (Испания)
Исполняют артисты Пермского академического театра оперы и балета имени П. И. Чайковского (Россия)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment