Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Последний визит" реж. Ада Неретниеце, 1984

Сегодня такого сорта фильмы смотрят в основном из-за участия в них прекрасных актеров, конкретно "Последний визит" - в первую очередь ради Аллы Балтер, которая не очень много снималась и почти не играла в кино главных ролей. Я Аллу Балтер видел на сцене в нескольких спектаклях, уже не лучших ни для нее, ни для театра Маяковского ("Горбун" Мрожека в постановке Гончарова, "Чума на оба ваши дома" Горина в постановке Ахрамковой, везде в дуэте с Эммануилом Виторганом, конечно), какое-то личное, "живое" впечатление о ней сохранил и на экране ее мне наблюдать приятно, но "Последний визит", помимо ролей Аллы Балтер, а также Павла Кадочникова, Юозаса Будрайтиса и других замечательных артистов разных поколений, любопытен сегодня, по-моему, все же не этим.

Подобных картин в СССР снимали немало, и особенно их производство увеличилось в первой половине 1980-х годов, когда - я это время помню очень хорошо и никакие данные со стороны не перебьют моих собственных впечатлений - дела внутри загнивающей коммуно-православно-фашистской империи пошли совсем херово и уже не террор и не цензуру, а элементарное отсутствие еды и простейших обиходных предметов приходилось списывать на "международную обстановку", на происки, конечно же, американской военщины. Про то, как нам в школе рассказывали об угнетении в США негров и о том как американцы голодают (это в середине 1980-х!), можно не вспоминать, но в по телевизору "Международная панорама" или "Сегодня в мире" регулярно сообщали - не с тем накалом эмоций, правда, что сегодняшние шоумены - о притеснениях в Америке гражданских свобод, ну и о "гонке вооружений", само собой, вопреки "борьбе за мир", на позициях которой твердо стоят русские.

Т.н. "борьбе за мир" посвящен другой характерный опус того же периода - телефильм "Конец света с последующим симпозиумом", последняя режиссерская работа члена антисионистского комитета Татьяны Моисееввны Лиозновой на основе пьесы прогрессивного американского драматурга Артура Копита:

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3498717.html

А "Последний визит" снят по повести "Смерть на вашингтонском приеме" безвестного американского автора Элберта Карра, написанной двадцатью годами ранее, то есть в совершенно другую эпоху и иных исторических обстоятельствах - русским сюжет пригодился позднее. Сюжет такой: прогрессивная журналиста Сэйра (ее не называют Сарой, чтоб, очевидно, не давать лишний повод членам антисионистского комитета) не верит, что ее муж умер случайно, и выясняет правду - а правда в том, что журналисту, добывшему сведения о поддержке "вашингтонским обкомом" (как это теперь называют, но ни за что не назвали бы тогда) и примкнувшими к нему банкирами латиноамериканского диктатора-узурпатора, ввели, подмешав перед тем снотворное в виски, столбнячную бациллу, то есть намеренно заразили передового человека смертельной болезнью. Удостоверившись в том, Сэйра, которую играет как раз Алла Балтер, намерена завершить свое расследование - но империалисты-капиталисты в очередной раз вызывают "садовника" и... правдоискательницу расстреливают на пороге собственного дома.

Прибалтийские преимущественно артисты и Павел Кадочников в роли "мистера твистера", готового купить и продать что угодно вплоть до детского смеха (каких он на старости лет переиграл немало) и вообще обстановка особняков, приемов и т.д. вплоть до загадочного "виски", слова, знакомого лишь по приключенческим романам, задавали для СССР середины 1980-х довольно экзотический контекст - в США на тот момент, кроме разоблачавших порочную сущность запада изнутри международных обозревателей, никто из потенциальных зрителей фильма не бывал и помыслить не мог, что там когда-нибудь окажется (ну еще у членов антисионистского комитета и их родственников оставался шанс). Среда, в которой разворачивался сюжет, выглядела настолько непохожей на тогдашнюю российскую повседневность, что и фабула воспринималась как сугубо западная, привязанная к тамошним реалиям и невозможная в тутошных. На самом деле, и тогда следовало догадаться, а сейчас это прям-таки очевидно, русские, тем более в условно-андроповские (плюс-минус) годы, да и прежде, туповато проецировали собственные методы расправы на действия западных "коллег", приписывая им то, чем занимались во все времена сами. Но прежде аналогии не прочитывались еще и из-за контрастов бытового антуража - слишком уж резали глаз различия, невзирая на до боли знакомые лица прибалтийских артистов в образах "иностранцев".

Сегодня "Последний визит" смотрится совершенно иначе - виски уже не примета "буржуазного образа жизни", и в остальном, что касается быта, многое сравнялось. Да и не только быта, но и некоторым образом внешних, номинальных общественных порядков. "А что такое закон о клевете - ты знаешь?" - предупреждают зарвавшуюся правдоискательницу доброжелатели-убийцы. "Власти вынуждены будут начать расследование!" - уверена в своей позиции Сэйра. Так теперь вымышленная история о том, как одного журналиста, открывшего тайну поддержки иностранных диктатур и международных банковских махинаций, убили, сначала потравив, а потом заразив неизлечимой бациллой, а другую журналистку, расследовавшую загадочную смерть мужа, застрелили на пороге квартиры, причем, объявляет ТВ, "с целью ограбления", то есть по чисто уголовному мотиву, вызывают ассоциации вполне определенные. Кстати, я что-то не припомню, когда последний раз православные новости сообщали о том, что в США отравлен или застрелен журналист, пожелавший изобличить империалистические козни Вашингтона - то есть ассоциация возникает не только прямая, но и односторонняя.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments