Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Александр Болотин в концертном зале музея Скрябина: Шопен, Скрябин, Мусоргский, Шуберт

Почти год назад на концерте лауреатов премии Скрябина я впервые услышал Александра Болотина - тогда он выступал в числе многих других, старших по возрасту пианистов, но среди всех произвел наиболее сильное впечатление, правда, и играл на мемориальном скрябинском рояле. В тот раз мне подумалось, что хорошо бы послушать его в сольном концерте и в разнообразном, не только скрябинском репертуаре:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3501941.html

С тех пор я о своем спонтанно возникшем желании пожалуй что забыл бы, но о нем не забыли в музее и позвали на первый московский сольник питерского, теперь уже 16-летнего - мы все не молодеем - пианиста. Сейчас он выступал уже в концертном зале музея. Программа, если честно, не вдохновляла - и сама по себе, и с учетом того, что уж очень все это ответственно, да еще в таких объемах и сочетаниях: Шопен, Скрябин, "Картинки с выставки" Мусоргского. Действительно, первое шопеновское отделение - два ноктюрна, три вальса, четыре мазурки, Колыбельная и Полонез Ля бемоль мажор - прошло у Болотина негладко, неровно. Однако неровно скорее в плане техники - до отточенности деталей ему далеко, не все одинаково хорошо удается, где-то случается невольная небрежность (пассажи на быстрых темпах некоторые смазал... да и без киксов не обходится) или помарки по неопытности. Вместе с тем Болотина, и тут я для себя подтвердил, что слушая его в сборном концерте, не ошибся, отличает редкостная музыкальность: может, не все у него получается, как задумано - но главное, что "задумано", он пианист умный, с головой, а не циркач-эксцентрик, что сейчас модно и особенно среди его ровесников, которых усиленно раскручивает православ-тв в качестве вундеркиндов-виртуозов и будущих мировых звезд. Болотин же, хочется мне думать, на статус "последней надежды ВРК" ("великой русской культуры") не претендует, просто работает, а точнее сказать, учится, в том числе и на ошибках.

Два этюда Скрябина - без Скрябина лауреату премии Скрябина в музее Скрябина не обойтись; выбрал наиболее популярные, соч.2 № 1 и соч. (повторил с прошлого года) и соч. 8 № 12 "Революционный" - видимо, оказались отрепетированы лучше всего остального. В "Картинках с выставки" снова обнаружились исполнительские технические проблемы, а все-таки лично для меня на первом месте, что Болотин в свои 16 лет превосходно "слышит", и как он только в свои относительно молодые еще годы уже достаточно глубоко сознает тяжесть бытия в "Быдле" и "Катакомбах", или еще более невыносимую его "легкость" в "Балете невылупившихся птенцов" и в "Лиможском рынке", другие и к пенсии до такой осмысленности не доходят. Вот адекватно реализовать и донести "услышанное" Болотин пока что способен не в полной мере, и при таком раскладе, вероятно, не стоило бы загонять темпы "Бабы Яги", не говоря уже про "Богатырские ворота". Но кстати, опять же, про осмысленность: понимает же он - кажется... - к чему в пафосные аккорды врываются вдруг у Мусоргского "молитвенные" распевы! А мне в последние годы доводилось наблюдать, как играют "Картинки..." пианисты молодые - ну постарше малость Болотина - и Никита Мндоянц в музее-квартире Гольденвейзера, и Андрей Гугнин в Бетховенском зале Большого театра, первый удачнее, второй в меньшей степени, и тоже умницы оба, но у них до такой степени "сознательности" я не припоминаю.

И если недавно на концерте Блоха я не знал, на что списать огрехи звука - на акустику зала, инструмент, обстановку, помехи от обогревательных (все равно бессильных побороть холод помещения) приборов или на артиста, то с Болотиным таких вопросов не возникало. На бис он сыграл хрестоматийный, шлягерный и при всей своей милоте в чем-то уже нелепый Экспорт фа минор Шуберта, которым первое время почти на каждом своем московском концерте бисировал Дебарг - ну надо же, насколько одна и та же фигня (а ведь фигня, ну фигня же, пусть и гениальная в своем роде) по-разному может звучать у таких несравнимо разных пианистов! У Дебарга, кстати, тоже в техническом плане раз на раз не приходится, но он уже типа суперстар (насколько его нынешний статус в российских масштабах адекватен и долговечен, вопрос дискуссионный), а Болотину предстоит совершенствовать мастерство, есть куда расти и чему учиться, 16 лет это даже по моим понятиям еще не конец жизни. По "уму" ему уже сейчас и Прокофьев, и Шнитке, остальное - дело техники.

фото не с концерта, найдено в интернете
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments