Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Святослав Рихтер. Годы странствий. Франция-Италия" в квартире-музее С.Рихтера

В день официального вернисажа пришел пораньше, чтобы без толпы посмотреть выставку, а Юлии Исааковне де Клерк спасибо за персональную экспресс-экскурсию. Выставочный цикл, посвященный путешествиям Рихтера, рассчитан на три года и открывается разделом, посвященным Франции и Италии как самым любимым странам музыканта. Отовсюду Рихтер посылал открытки, которые интересно не только рассматривать с "лицевой" стороны, но еще более того читать с "обратной" - почерк, кстати, на редкость разборчивый и крупный! - поэтому в витринах рихтеровские подлинники размещены именно надписями вверх, а "картинки" в некоторых случаях подобраны по аналогии. Особую ценность имеют парижские виды фотохудожника Альбера Монье, эксклюзивность которых определяется тем, что автор выступал против тиражирования и печатал карточки сам в количестве не более 100 экземпляров.

Странствия - это еще и, а может быть и в первую очередь, встречи: с Надей Леже, Пабло Пикассо, Александром Колдером (он же, привычнее, Калдер или даже Кальдер). Вообще это по сегодняшним меркам дико и даже страшно, но Рихтер впервые попал во Францию на гастроли уже очень немолодым человеком, в 1961 году, и то благодаря Пикассо на его юбилей - до этого пианиста не выпускали. Помимо фотодокументов и концертных афиш экспозиция состоит из произведений художников, лично с Рихтером связанных, дружных - что-то из собственного собрания Рихтера, что-то из фондов ГМИИ, куда коллекция Рихтера со временем влилась: графика, линогравюры и керамика Пикассо, замечательные акварели Гуттузо, характерная вещица Колдера (ну раз он здесь так именуется). Рихтер с Колдером провел в мастерской последнего близ Тура целый день - есть серия фото. А встречи с Пикассо задокументированы и на кинопленке, причем Рихтер сам и монтировал фильмы, а к выставке реконструирован, "реанимирован" его киноаппарат, непосредственно с которого эту хронику теперь предлагают посмотреть.

Полотно Кончаловского "Портрет пианистов Веригиных" (1918), подаренное Рихтеру в Париже поклонниками-эмигрантами, переехало из одной комнаты в другую, уступив на время выставки место фотослайдам. Еще из раритетов - первое издание клавира "Турандот" Пуччини и второе (но второе - это тоже, на минуточку, 1739 год!) - собрания сочинений Рамо; нотные издания Онеггера и Орика с автографами. Частью экспозиции стали и окна квартиры - на них как раз размещены "переводными картинками" схемы маршрутов, виды-силуэты (воспроизводящие, между прочим, авторские зарисовки Рихтера, сделанные к публикации для журнала "Пионер"!), цитаты-высказывания: путешествовать с Рихтером по странам и годам можно не покидая мемориальной квартиры.

"Послезавтра играю III-й концерт Бетховена здесь, среди гондол, чаек, кошек и венецианских патрициев и патрицианок. Публика идет в зал бесплатно и слушает концерт также бесплатно. Я, дирижер и оркестр, тоже играем бесплатно. Надеюсь, что и апплодировать будут бесплатно. А ведь правильно, - искусство не должно быть оплачиваемо, - это ведь одно только удовольствие (хотя иногда и очень трудное!!)".










фото Лены Билибиной
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment