Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Англия принадлежит мне" реж. Марк Гилл ("Новое британское кино" в "Горизонте")

Манчестер, 1976. Стив - образованный и чувствительный, но замкнутый, даже аутичный юноша. Он сочиняет и неплохо поет, но только для себя, не желая делиться сокровенным с окружающими. Подружки и родственники его не понимают, разве что мать, в отличие от старшей сестры, готова проявить терпение к "странностям" Стива. Работает Стив в конторе по налоговому аудиту или типа того, нерадиво перекладывая документы, вечно опаздывает, прогуливает и торчит на крыше вместо архива. На работе к нему клеится туповатая, но отчего-то положившая на Стива глаз Кристина, настоящая "телка". У Стива есть и подружка ему подстать, художница Линдер, разбитная экстравагантная девица с макияжем "вырви глаз", с ней здорово цитировать наперебой стихи и обмениваться остротами в духе Уайльда, кумира Стива, но ее после успешной выставки приглашают в Лондон. Приятель, с которым Стив, выйдя из "кокона", попробовал было выступать и записываться, принял приглашение от продюсера, который Стива проигнорировал, и отбыл с ним, порекомендовав в качестве гитариста своего знакомого. Спустя несколько лет, поработав в больнице, понаблюдав, как люди умирают, понаписав еще чего-то, Стив все-таки соглашается встретиться с рекомендованным гитаристом Джонни.

Полное имя героя - Стивен Патрик Моррисон. Что, реально существующий человек, известный? Никогда не слыхал про такого... Ну буду знать, хотя обошелся бы. Наверное, этот Стив Моррисон действительно талантлив, раз добился успеха, не стремясь к тому и не прилагая усилий, а словно вопреки желанию. Но в таком случае он заслужил какой-то другой кинобиографии. Не потому, что фильм Марка Гилла плох - очень качественный, симпатичный фильм, и Джек Лоуден, играющий героя, тоже симпатичный, сначала очкарик в патлах, затем стриженный и даже причесанный, показывает себя талантливым актером (насколько точно он соответствует прототипу, судить, понятно, не могу). С другой стороны, воззрения героя на уровне "кругом дебилы, а я непризнанный гений" (и это практически дословная цитата из его записей) "демократичной", "популярной" стилистике картины соответствуют вполне - но тогда возникают сомнения в "гениальности" героя.

На протяжении фильма Стив остается страдающим от непонимания простаков-обывателей возвышенным и утонченным маргиналом, этот образ в фильме романтизируется до засахаренности, а вместе с тем пафос сводится к тому, что ради "выигрыша" стоит "купить лотерейный билет", то есть что-то сделать, пойти на компромисс с этой самой окружающей действительностью и ее законами, то есть перестать быть маргиналом. Тут есть противоречие, авторами картины и многих ей подобных (а таких "мотивационных" и одновременно "романтических" историй "на основе реальных событий" полно) сознательно, я бы даже сказал цинично (либо идиотично, но так еще хуже) игнорируемое. Вот "голый клоун" из песни Макса Покровского, аналогичного плана лирический герой - объект саркастического осмеяния под маской сочувствия. А "превосходство" творческого индивида над затхлой средой в "Англии..." и других сходных историях не подвергается сомнению даже после того, как компромисс состоялся и вместо живописного прозябания, мучительной смерти или самоубийства каким-нибудь изуверским способом "гений" добивается успеха, обретает признание, получает славу, деньги, секс, ну что там еще в комплекте полагается. Ну а не получил бы - значит, не гений, или плохо старался, надо было лучше, или что? Может это не отменяет факта, что "кругом одни дебилы" (особенно, конечно, в Манчестере, ха-ха), но и "непризнанным гениям" я малость не доверяю.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments