Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Дикарь" реж. Эдуард Делюк

Почему "Дикарь" маркетологически эффективнее "Гогена" - я не понимаю, по-моему "Гоген" даже с точки зрения притягательности для массового зрителя лучше "Дикаря", Гогена все знают и Гоген один, а дикарей много и фильмов с таким названием тоже было не два и не пять. Впрочем, про Гогена тоже много и писали, и снимали - очень удобный персонаж для того, что создать романтизированный образ художника, противостоящего обществу, цивилизации, христианству. И как правило подобные истории не обходятся без того, что белые, кроме художника-одиночки - жадные поработители-империалисты, эксплуатирующие благородных безвинных дикарей, либо злобные фанатичные проповедники, уничтожающие культурно уникальных туземных идолов.

Ничего подобного нет в картине Делюка, даже поразительно - впрочем, удивляешься меньше, когда узнаешь (я не знал заранее), что она основана на книге самого Гогена "Ноа Ноа", автору которой левацкие идеи приписали задним числом, а он был человеком своего времени, художником - уникальным и передовым, но в остальном - не лучше многих, несовершенным, слабым. При этом конфликт в фильме все-таки романтический, только развернутый в иной плоскости, построенный на противопоставлении творческого, артистического идеала - и бытовой, семейной, а также и физической, биологической реальности.

В 1891 году Гоген, не находящий во Франции покупателей для своих картин и не в силах далее переносить окружающую действительности, собирается переехать на Таити, подбивает друзей-художников последовать с ним. Но художники не спешат - для кого-то далеко, для кого-то тяжело. Не спешит и жена - вместо этого вместе с многочисленным гогеновским выводком предпочитает отбыть в Копенгаген и дает оттуда знать, что с одобрения родственников мужа бросает. Расчет Гогена питаться рыбалкой, жить в тени пальм и писать безостановочно прекрасные картины на Таити не вполне себя оправдывает - "крокодил не ловится, не растет кокос". К тому же Поль заболевает, переносит инфаркт, у него развивается диабет.

Чтоб сыграть тяжелобольного преждевременно состарившегося опустившегося маргинала Венсану Касселю не нужны грим и парик - последние годы все его персонажи выглядели не лучше, такие же отекшие, потасканные и отмороженные, но то криминальные психопаты, а это великий живописец. При нем мелькает добрый доктор Валлен, единственный друг главного героя - давно я не видал на экране Малика Зиди, увы, замечательному актеру роль не придумана, функции его персонажа чисто служебные, образ одномерный. Таитян и таитянок играют таитяне и таитянки, и проект осуществлен в содружестве с Французской Полинезией.

По выходе из больницы для бедных Гоген перебирается с побережья выше в горы, дорогой изнемогая и находя приют в туземном поселении, где ему довольно-таки навязчиво сватают некую Техуру. Мол, тебе жена нужна? Приезжий, по забавному недоразумению прозванный в деревне Коке, не знает, что сказать, а девушку спрашивают, хочет ли она гостя, и та сразу соглашается, ну законная супруга Гогена уже вроде бросила, так почему бы и нет. И вот Гоген рисует свою Техуру в разных позах и с голой грудью (так-то авторы картины туземцев задрапировали чуть ли не от Готье), бабенка скрепя сердце терпит голод и темноту в хижине, поскольку если уж Гогену за его художества не платили в Париже, то на Таити картинами и подавно не заработать. А требует от мужа... лишь денег на белое платье, чтоб не стыдно было в церковь на службу пойти - и напрасно просвещенный француз увещевает дикую, но симпатишную сожительницу, мол, нечего ей в церкви делать, она только пуще рвется к мессе, благо там все свои, дикари, и среди них - один тоже молодой и симпатишный.

Гоген начинает вырезать фигурки из дерева, пытается их продавать, попутно обучая одного из туземцев искусству резчика. А чтоб совсем не протянуть с женой ноги от голода, подрабатывает грузчиком на пристани и ловит рыбу. Рыба неизменно цепляется губой за крючок, туземцы смеются над пришлым - жена, значит, изменяет, верная примета. Ты меня побей, говорит Техура, Гоген Техуру не бьет, но ему удается проследить и удостовериться - да, Техура спит с его учеником. Но еще больше мастера оскорбляет, что ученик халтурит - мол, белые и так купят. И покупают - разлучник богатеет, обзаводится пиджаком, жилеткой и галстуком, пока верный своему призванию гений болеет и голодает, снова оставшись один.

О как обернулось - островитяне преуспевают в любви и бизнесе, а Гогена репатриируют во Францию как "нуждающегося художника". Считавшийся "диким" в своей среде, он для туземцев оказался чересчур цивилизованным, не сумел смириться ни со свободой нравов настоящих дикарей; ни с продажностью, обратной стороной видимой "простоты" ушлых туземцев, которая определенно хуже воровства; ни с необходимостью добывать пропитания в природе. Все это против ожиданий весьма любопытно, мало того - актуально.

"Дикарь" Делюка, правда, скучноват - но не зануден, в отличие от еще одной кинобиографии старшего современника Гогена. Я смотрел "Родена" Дуайона летом в рамках ММКФ, сейчас его вроде тоже собираются выпускать в прокат, такого же обросшего старообразного запутавшегося в отношениях, но верного творчеству гения там играет тезка Касселя чуть более старшего поколения Венсан Линдон:

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3618609.html

Но Родену по жизни все-таки намного больше повезло, чем Гогену. А про то, что тяжелобольной герой проживет после возвращения в 1893 году еще десять лет, вновь поедет на Таити, а затем и на Маркизские острова - остается узнать из заключительных титров "Дикаря", раз уж так его назвали прокатчики. В фильме же душевно утонченный псевдо-дикарь со своими идеалистическими представлениями об "островной" жизни терпит фиаско, символическое и буквальное банкротство, он не просто бежит - его по сути "эвакуируют", да еще и на казенный счет того самого общества, которое он высокомерно презирал. Вот тебе, бабушка, и "жуй кокосы-ешь бананы", или, как говорил блудный попугай Кеша, "пролетаю я как-то над Таити... вы не были на Таити?"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments