Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

коллекция Беккермана в "Новом Манеже"

Судя по тому, что чуть ли не каждый год Анатолий Беккерман привозит частями показывать собрание своей галереи в Москву и экспозиции не повторяются, а кое-что он даже оставляет тут в качестве подарка - неплохо он за 40-лет жизни в свободном мире прибарахлился. На этот раз подарил Тышлера в музей Большого театра, о чем все протрубили и благодаря чему я услыхал про выставку - а то анонса даже на собственном манежном сайте нету, тогда как выставка, ну и прежние у Беккермана такие же были, отменная. Особенно что касается 20-го века, потому что примыкающий к фоторазделу Барышникова век 19-й - довольно скудный и скромный. В сравнении с фотографиями, правда, выигрывает и он: цикл авангардных снимков Илзе Бинг с репетиций балета Баланчина "Странник" (в оформлении и костюмах Челищева) 1933 года и собственные, больших размеров, размытые цветные фотоработы Барышникова из серии "Танец", напомнившие мне одного тутошнего шарлатана с созвучной мэтру танца и тоже любителя балета фамилией, про которого Юля Литвинова однажды сказала: "ну неудивительно, что он так снимает, если одной рукой бокал держать, а другой фотоаппарат".

В разделе 19-го века у Беккермана все-таки кое-что выловить можно, хотя менее всего интересны самые "громкие", хрестоматийные имена: абсолютно проходные Шишкин, Айвазовский, два варианта акварельного портрета Н.О.Сазонова работы Репина (ок. 1910), даже гениальнейший Саврасов представлен не в лучшем виде - невзрачный небольших размеров "Закат на реке" (1887) и покрупнее, но тоже слабенькая ранняя вещь "Кочевники у костра на равнине в лунном свете" (1852). Неплохи Николай Дубовской - "Вид с берега", и Абрам Архипов - "Летний вечер с рыбацкими лодками" (то и другое 1916), Юлий Клевер - пейзаж "Зимний вечер" (1912) и "Натюрморт с рыбой" (1920). Недавно открыл для себя пейзажиста Григория Капустина в Серпуховском музее, но тут его "Вид с берега" (1920) тоже не вдохновляет, какой-то совсем салонный. Симпатичная, но обыкновенная "Береза" Аполлинария Васнецова (ок. 1913), гуашь В.Маковского "Музыкант со скрипкой" (1916), пейзажи неведомого мне Ефима Волкова (рубеж 19-20 вв) и унылые безвестные реалисты, плюс к ним такой же символист: Василий Берингер "Ида Рубинштейн в роли Клеопатры" (1915) - дикий трэш со змеюками, непонятно только, это Рубинштейн пошлячка, а художник ее высмеивает, или пошлость на художника и модель общая.

Совсем другая картина и другие картины в противоположном крыле, где сразу встречают при входе в зал "Три крестьянские девушки" Филиппа Малявина (ок. 1927, по видимости эскиз, но все равно неплохой), премилая "Маша" Николая Фешина (ок. 1930) и довольно известная, совершенно потрясающая "Девочка в красном платье" Бориса Григорьева (конец 1920-х), полотно яркое, а настроение героини мрачное, взгляд насупленный, и вся она экзотичная, прям "гогеновская". Зато три сельских пейзажа Григорьева (все ок. 1930) на удивление мирные, буколические: "В саду", "Пейзаж с красной крышей", "На ферме". Превосходная подборка фигуративных, только что не "реалистических" полотен Александры Экстер, два из трех просто выдающиеся - "Танцы на пляже" (ок. 1927) по-моему я уже видел или похожие, "На берегу моря" (1925) вроде нет, при том что и она кажется смутно знакомой, может потому что просто замечательная вещь, ну и штучка попроще "Две танцовщицы" (1926-28). Мой любимый Анисфельд - эскизный "Суд Париса" (1912) и великолепная "Невеста" (1949): трагическая женская фигура в белом и выстроившиеся в шеренгу однотипные, полубезликие, но с мерзкими самодовольными рожами черные мужские фигуры, включая поповскую. Прелестные импрессионистические виды Константина Горбатова "Венеция" (ок. 1935) и "Вид Амальфи в утреннем свете" (1920).

Сюрреалистическое панно Марии Васильевой "Экзотическое животное" (1948) и "Кубистический пейзаж" (1914). Загадочный символистский "Лес" Баранова-Россине (ок. 1912). Ранний, "фовистского" толка Давид Штеренберг - лесной пейзаж "На юге Франции" (1912). Полотно "Мадонна" (1940 года) с картинками крестьянской жизни и акварельно-карандашная композиция "Лето" (1916) Марии Синяковой. Сезаннистский до эпигонства "Горный пейзаж" Анны Лепорской (1927) - ее "Боксер" (1924-25), ныне висящий в "Ин Артибусе" на "архиве Харджиева" куда как покруче будет! Сангина Александра Яковлева "Портрет Лиу (1918-19) очень узнаваема по стилю, в меньшей степени - "Мясная лавка" (1930).

На редкость качественный (но этим коллекция Беккермана славится) Коровин: "Крымский пейзаж" (1912) и "Ферма" (1919), последняя проникновенно-меланхолична, как и "Трактир Фураева в Муромском уезде" (ок. 1926), более привычный "Бульвар Осман ночью" (1928). Два пейзажика Н.Рериха - "Дзонг на вершине горы" (1920-начало 1930-х) и "Заход солнца над рекой" (ок. 1919). Великолепная, богатая, разнообразная подборка Бурлюка - футурист-левак не только вовремя смылся, но и лучшие свои работы создал за морем (а галерист удачно последовал его примеру): "Япония. Натюрморт" и "Япомния. Огасавара" (1921) еще туда-сюда, хотя тоже ниче так, но роскошные "Подсолнухи" (1946), отличный, пусть и небольших размеров, несколько декоративный "Дон Кихот" (1926), умиротворенный "Наш сад" (1930) и совершенно прекрасная, вот уж действительно, "Прекрасная купальщица" с рыбками и птичками (ок. 1961), а ведь Бурлюк мог бы, оставшись, тупо бабу с веслом рисовать до конца жизни, это если б ему еще выжить позволили русские. Два парижских вида Фалька (1930-х годов) - так себе. Ну и семь разномастных картин Гончаровой, неровного качества, лучшая из них - однозначно ""Женщина в черных мехах" (1930).

Еще один мой свежий любимец - Соломон Никритин и его "Московская набережная" (1955), правда, конструкцией, геометрией пустынного индустриально-урбанистического пейзажа перекликающаяся с Нисским. Ну и пресловутый Тышлер, не все же раздаривать - "Цыгане" (1959) и "Дворец Вельзевула из Мистерии-буфф" (1970), кстати, последнего сюжета на недавней ретроспективе Тышлера в ГМИИ определенно не хватало. Эдуард Штейнберг - одна абстрактная композиция и занятное белое полотно "Цветок и пустота" (1968), вглядевшись в холст действительно можно обнаружить цветок, и не один. Обычный Немухин ("Черная карта. Стол № 2" 1983-84 и вторичный "Натюрморт с семеркой пик" 1991), но очень хороший Оскар Рабин ("Курица и деревня", 1966, "Церковь Преображения Спасителя в Переславле-Залесском" 1965, где над куполами летает зеленая бутылка водки). Объемная картина-скульптура "Легенда" Николая Вечтомова (1975). Зверев, Свешников; Шемякин с двумя натюрмортами и "Портретом Петра Великого" (1979, Петр здесь сказочный, лубочный персонаж). Мой любимейший Олег Целков - зеленый "Бюст" с синей удавкой на шее (1979) и ранняя, "рембрандтовская" по духу, по колориту "Голова с жуками" (1972), никогда такой не видал! В подобном комплекте жалко и смешно смотрятся акриловые абстракции в Сочи урожденного американца Эдварда Беккермана, ну да уж и бог с ним.







Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments