Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Двуличный любовник" реж. Франсуа Озон

Героиня Марины Вакт, ну или, если угодно, одна из героинь, разбивает зеркало - на этом "Двуличный любовник", к счастью и наконец-то, естественным образом заканчивается, а то уж больно утомительно почти два часа кряду глядеть на зеркало, которое не отражает ничего, кроме самого себя.

Расщепление, подмена реальности воображением, действительности видимостью, причем не как психологическая особенность героя, но как стилистический, сугубо формальный режиссерский ход - фирменная фишка Озона. Десятилетиями уже он конструирует одно и то же зеркало, при всем бесконечном разнообразии кинематографических жанров и сюжетов. Руку набил, и "Двуличный любовник" - зеркало "глубокое" по числу отраженных планов, если б они еще не повторяли друг друга, а как-то дополняли, взаимодействовали. Но ничего нового по сравнению с "Под песком", "Бассейном", "Ангелом" или "В доме" у Озона опять в запасе нет. Есть только роман "Жизнь близнецов" Джойс Кэрол Оутс в основе сценария. Как ни странно, я подростком унылую левацко-феминистскую прозу Оутс довольно много читал, тогда она меня не так отталкивала, как теперь задним числом, но и ее убогий климактерический, а все же искренний пафос Озон переводит в плоскость чисто стилистического упражнения, сколь изощренного, а игры ума тут не отнять, столь и пустопорожнего, замкнутого исключительно на режиссерское самолюбование.

Хлоя страдает от депрессии, сопровождающейся болями в животе. За помощью она обращается к психиатру Полю Мейеру, которой вскоре становится ее любовником, сожителем, женихом - нежным, податливым, доверчивым. Но в вещах Поля героиня обнаруживает старый документ, где у жениха другая фамилия, а вскоре выясняет, что у Поля есть брат-близнец Луи, и тоже психиатр, и братья вместе учились, хотя никто из их однокашников про близнеца не знает и не помнит. Братец Луи - полная противоположность Полю, и в профессии он пользуется совсем иными методиками, и с пациентками, вообще с женщинами, обходится не так, как брат. Хлоя приходит к нему анонимно, представившись Евой, но ее обман вскоре раскрывается, Хлоя-Ева становится любовницей и Луи тоже, впрочем, даже она, не говоря уже про стороннего наблюдателя, едва ли способна сходу отличить одного персонажа Жереми Ренье от второго, да и был ли второй? И была ли вторая? Прознав о страшней истории некой Сары, Хлоя отправляется ее навестить под видом бывшей одноклассницы и у матери Сары узнает, что превратившаяся в овощ девушка встречалась с Полем, но Луи ее подпоил, изнасиловал, та попыталась застрелиться и с тех пор лежит парализованная. Однако Хлоя в бездвижной и безъязыкой Саре безошибочно узнает... опять-таки себя. А когда стреляя в любовников-двойников еще и сама попадает в больницу, то хлопочущую при ней мать играет та же Жаклин Биссет, что и мать Сары.

Кроме всего прочего, у Хлои есть кот Милу. Новая соседка, курица-хлопотунья и бывалая кошатница, не уследила за котом, когда Хлоя попросила присмотреть за любимцем, поскольку Поль к кошкам не расположен, Милу убежал. Зато у Луи тоже есть свой кошак, редкой трехцветной масти. Милу потом, впрочем, тоже вернулся - когда пропал Луи, исчез после выстрела в одного из неразличимых близнецов-двойников, как призрак. Кто из братьев, если у Поля вообще был когда-нибудь брат, является "доминирующим близнецом", выйдя на свет из материнской утробы на 15 раньше второго, каковой вопрос так заботит обоих, и кто из них кого трахал, буквально или символически (но вот Хлоя хочет трахнуть любовника в обеих его ипостасях буквально, Луи, понятно, не дается, а Поль, как и следовало ожидать, соглашается проделать это с помощью фаллоимитатора и накладки, все ради невесты) - непонятно. Зато выясняется причина болей в животе у Хлои - это не от нервов и даже не от беременности, оказавшейся ложной, а оттого, что с детства Хлоя в себе... зародыш сестры-близнеца, будучи "близнецом-паразитом" и поглотив его на ранних стадиях развития. Свою недоразвитую и неродившуюся сестру-близняшку Хлоя, это уж без вариантов, называет Сарой.

Коты, надо признать, великолепные, да и Франсуа Озон не конченый шарлатан вроде Даррена Аронофски с его выморочной "мамой!" -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3662955.html

- и скорее к лучшему, что психоаналитические подтексты с феминистским душком, на которых в своем литературном творчестве зациклена Дж.К.Оутс, его тоже не волнуют - он сосредоточен на системе зеркал, вплоть до того, что все персонажи-двойники самым натуральным образом еще и постоянно в зеркалах отражаются, так что эффект визуальный может произвести сильное впечатление и голова закружится. Дополнительное зеркало в этом ателье иллюзий - музей современного искусства, куда после успешной терапии устроилась смотрительницей Хлоя: выставки в залах сменяются явно чаще, чем это обычно происходит в музеях, так что время у Озона и здесь течет нелинейно, прихотливо, как в зазеркалье. Но по крайней мере Озону, в отличие от Аронофски и много кому еще, хватает вкуса - за редким исключением вроде кадров с двумя Маринами Вакт, сросшимися плечами как сиамские близнецы, под двумя голыми и отдельными Жереми Ренье; ну или вставного хореографического номера танца-драки двух мальчиков, как бы выясняющих, кто из них "доминирующий близнец" и какой из братьев будет потом трахать другого метафорически, буквально или еще как.

После "Двуличного любовника" пошел еще раз на "О душе и теле", которое видел в давке на ММКФ. Теперь посмотрел спокойнее и с дубляжом - тоже своего рода "психотерапия". И вроде бы "О душе и теле" Ильдико Эньеди - ничего особенного: стандартное романтическое "двоемирие" - но до чего кстати оказывается этот выход из постмодернистского зеркального лабиринта! Любой, в более жестком варианте, с примесью социалки, как в "О душе и теле", или подслащенном, сказочном, как у Мишеля Гондри в "Науке сна". А по поводу фильма Эньеди -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3619132.html

- я теперь вот думаю: стоит ли считать благостным, счастливым его финал, развязку с воссоединением героев, что называется, "в реале", в той действительности, где скотобойня, мелочные разборки и средства для повышения сексуальной потенции? Ведь прекрасный волшебный лес из совместного сна героев теперь навсегда опустел, олени в нем больше не водятся... Тут и вспомнишь опять неволей про озоновы "зеркала" с их относительностью, двусмысленностью и бесконечными отражениями.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment