Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Мастер" реж. Шарлотта Силинг ("Датская волна" в "Горизонте")

Не шедевр и не откровение, но и не просто хороший, а еще и достаточно оригинальный в своем роде фильм, по крайней мере я навскидку не могу вспомнить ничего похожего по комплексу тем, чтоб вопросы современного искусства настолько органично, тонко и сложно, но без формалистских заморочек, спекуляций и педалирования "модных" явлений переплетались с взаимоотношениями "отцов и детей".

Симон - признанный художник, мастер, мэтр, у него проходят выставки, его работы задорого продаются. Но слово "мастер" содержит в себе еще и значения "господин", "хозяин" - вот и у Симона в Копенгагене не просто "мастерская", а по масштабам скорее фабрика, по сути же - студия-колония, где собрано целое богемное сообщество, сам Симон, его жена, а в основном молодые художники, помощники и ассистенты, доступные девушки, глядящие в рот маэстро парни, утром совместный труд, вечером коллективные вечеринки, пьянки, все что нужно старику для ощущения "жизнь удалась". Но откуда ни возьмись появляется его взрослый, 28-летний сын Каспер.

То есть Симон, конечно, знал, что у него есть сын, живущий с матерью, бывшей балериной, в 16 лет ставшей примой Датского королевского балета, но вместо продолжения карьеры посвятившей себя воспитанию ребенка, когда муж их бросил. Каспер и Симон давно не виделись, и уже их первая встреча оборачивается конфликтом - приехав накануне, раньше обещанного, сын успел "испачкать" стену напротив мастерской своим художеством, похожим на граффити, на деле же Каспер рисует гигантские постеры и расклеивает их по городу нелегально, пока его не схватят "на месте преступления" полицейские. Да, Каспер пошел по стопам отца, он тоже художник, хотя и в несколько ином амплуа выступающий, более современном, пока отец корпит в мастерской, пополняя галерейные залы. Деятельность Каспера и он сам увлекают все окружение Симона, включая жену и молодую любовницу, старик, естественно, бесится, не понимает, что происходит, и не знает, как с сыном быть, даже после того, как вызволяет его из ментовки.

Через сближения и отталкивания отношения отца и сына все же проясняются - оказывается, мать Каспера умерла после долгой болезни, и данное ею обещание стало для сына поводом приехать к отцу. К этому времени Симон уже окончательно потерял контроль над ситуацией, сын даже "присвоил" себе его любимый белый свитер. В отчаянии "мастер", узнав, что сын, которого он считал никчемным неудачником, открывает персональную выставку в Берлине, пока сам Симон все глубже погружается в творческий кризис, въезжает на авто в витрину галереи, где выставлены его произведения, и владельцу зала стоит трудов замять дело. Главный же сюрприз ждет Симона в Берлине, куда они с женой (почему-то ее все время называют Милашка, а дамочка уже немолода, пускай и способна еще увлечься названным пасынком) приезжают на вернисаж к Касперу: оказывается, Каспер создал мультимедийный проект на основе видеозаписей, сделанной в мастерской Симона за время своего там пребывания, по сути - групповой портрет отца с его "присными", в том числе схватив и обнародовав самые интимные моменты.

У Каспера и Симона уже случилась одна драка в мастерской - отец заехал сыну по физиономии, на берлинском вернисажа сцена повторяется и усугубляется, только теперь уже совершенно по другому поводу и с другим содержанием: Симон наконец понимает, до чего они с Каспером близки несмотря на долгую жизнь порознь, что Каспер - его продолжение, наследие, и небольшой мордобой лишь укрепляет их связь и преемственность, семейную и творческую. Самоирония авторов спасает финал от избытка пафоса и приторного благодушия, что тоже приятно.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments