Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Через воды" реж. Николо Донато ("Датская волна" в "Горизонте")

Еврейская тема в "фестивальном наборе" обязательна, но авторы датского фильма, основанного, как водится, "на реальных событиях", попытались совершить невозможное, соединяя поиски новых подходов к избитым мотивам с эксплуатацией самых расхожих жанровых клише, художественную честность с не подлежащей ревизии идеологической матрицей, неоднозначность или по крайней мере видимость неоднозначности с точным соответствием установкам и ожиданиям, увлекательность со здравым смыслом. Результат этих потуг, как и следовало ожидать, вышел половинчатым - но и не позорным, а главное, небезынтересным, что уже немало.

До 1943 года евреи в уже три года как оккупированной нацистами Дании жили, не зная горя и не думая о плохом. Вот и семья Иткин, муж-музыкант, жена и сын, даже не собирались бежать вслед за бабушкой и дедушкой, пока не пришли гестаповцы. Еврейский ребенок сидит на руках у матери с мягкой игрушкой под лестницей, а нацист, не замечая их, мочится сверху, и женщина не шелохнется, чтоб не обнаружить себя - настолько расхожий элемент любых картин о судьбе европейских евреев в 1930-40-е годы, что даже неловко видеть снова нечто подобное. Однако хотя "Через воды" - и не "Сын Саула" далеко ни по жесткости, ни по оригинальности, здесь все не совсем так, как нынче принято в фильмах аналогичной тематики.

Прежде всего "Через воды" акцентирует внимание на том, что датчане спасали евреев - это редкость для сегодняшнего европейского кино, в последнее время зацикленного на "вине" народов европейских стран перед жертвами нацистского геноцида, когда принято подчеркивать, что уничтожение еврейского населения происходило при активном содействии и чуть ли не по вине граждан оккупированных государств. И вдруг - противоположный, то есть старый, "классический" взгляд на историю Холокоста, вплоть до того, что датчанин-эсесовец, обнаружив еврейского ребенка в лесной избушке, докладывает начальству, что никого не нашел. Не говоря уже про шкиперов, про полицейских, про священников - хотя их самоотверженность и имела некоторые пределы. В фильме есть малоприятный толстяк-морячок, который сразу отказывается переправлять евреев бесплатно, не берет на борт беженцев, не способных заплатить, а потом и выдает гестаповцам укрывшихся в церкви - но он такой на всю картину считай один, а с ним в итоге и родная сестра не желает иметь дела. В основном же датский народ и прячет, и присматривает, и переправляет евреев - бережет, в общем.

Тогда как евреи, между прочим, вопреки сложившемуся к 21-му веку в кино и любом другом виде искусства идеолого-мифологическому канону не в каждой ситуации ведут себя как святые или герои, что тоже любопытно. Сперва те же Иткины тянут до последнего, утешая себя, мол, "мы не в Польше, а в Дании, в Дании ТАКОГО не бывает", то есть они уже в курсе, куда отправляют польских евреев, но их это не очень волнует, на себя они информацию не примеряют. Потом оказывается, что на последние деньги Арне, будучи музыкантов не только по профессии, а и по призванию... купил гитару, бежать им в Швецию не на что, а надо еще и до побережья добраться. При этом на глазах у нацистского патруля, перегородившего дорогу, тот же Арне до упора скандалит с таксистом, требуя от него назад денег за то, что шофер не желает везти его через нацистский заслон - это уже почти "еврейский анекдот", даром что под дулом автоматов! И так далее - евреи трусливые и одновременно беспечные, бестолковые, но с отчаяния способные даже обворовать кого-то из своих (так поступает еще один из беженцев, и напрасно, все равно потом его тело будет плавать в речке) - короче, "нормальные" люди, ни в чем не более совершенные, чем остальные. И определенно менее приспособленные в тот период к экстремальным ситуациям.

Но само собой, что дойти до тех же пределов, что достигнуты (пока что, может искусство продвинется и дальше впоследствии) в "Сыне Саула", создатели скромной, лаконичной и сугубо жанровой датской картины себе не позволяют. Священник местной церкви прячет евреев, но уступает давлению гестаповцев. Среди шкиперов находятся не только энтузиасты, но и шкурники. Арне за то, что дал жене сбежать от нацистской засады, ударив офицера, опознавший его гестаповец убивает прямо на улице - а Мириам с сыном благополучно достигает с помощью доброго датчанина шведских территориальных вод. Стало быть, и в самом деле не надо убегать, пока жареный петух не клюнет, можно ждать до последнего, пока не постучат в дверь и на потащат вон - надежда на благополучный исход есть всегда.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments