Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Все, что со мной рядом" в Музее современного искусства на Петровке, реж. Фернандо Рубио

По совести сказать я в "постельных сценах" участвую не впервые - прежде имел по крайней мере однократный аналогичный опыт, когда приходилось мне, как театральному зрителю, в соответствии с режиссерским замыслом укладываться в койку, то было на феерическом "Optimus mundis" Арсения Эпельбаума, еще в старом помещении на Поварской, и тем более случай мне запомнился, что тогда моим соседом, не скажу партнером, по и без того густонаселенной кровати Дездемоны (а речь об эпизоде из "Отелло") оказался ни много ни мало Павел Руднев:

http://users.livejournal.com/-arlekin-/1071434.html

Здесь кровати "двуспальные", рассчитанные на одну актрису и одного зрителя либо зрительницу, а по моим наблюдениям зрительницы значительно преобладают (в соотношении примерно 8:2), что, коль скоро актриса воплощает некое пусть и условно-абстрактное, но "материнское" начало, существенно, дочки-матери - это одно, а голос матери, доносящийся до сына - совсем другое. Кроме того, важны и возрастные различия между "партнерами" по кровати - ну что касается зрителей, среди них почти все годятся в "сынки" и "дочки" (хотя следующим сеансом и какие-то взрослые тетеньки шли), а вот среди актрис выделяется, конечно, Людмила Дмитриева, и наверное, интереснее попасть в постель к ней. Ну или, что касается лично меня, как минимум забавнее очутиться под одним одеялом с артисткой, знакомой если не лично (такие у меня тоже есть), то по сцене, по спектаклям, фильмам, причем любимым - например, с Анной Синякиной, Мариной Дровосековой, а пуще того с Надеждой Лумповой. Но мне, разумеется, не повезло в этом смысле - а номера коек распределяются, назначаются каждому за дверью, вслепую - и мало того, Синякину я хотя бы в одной из соседних лежанок видел, а Лумпову не нашел, может она как-то хорошо укрылась. Мне досталась молодая, но совершенно незнакомая девушка - задним числом я опознал Викторию Куликову - которая все по науке, по школе в постели сделала.

То есть проникновенно, с паузами, озвучила, считай что "сыграла" авторский текст. И вот к тексту - главные мои претензии: ну сколько можно уже этакую графоманскую поеботину гнать?! Ладно еще какой-нибудь давно умерший Лагарс с академических подмостков доносится - тоже уныло и вторично, но на то и драматический театр, никто не обещал веселья; а тут же вроде, блин, "современное искусство", и разыгрывается перформанс в музее - неужели на 10-минутный сеанс что-нибудь мало-мальски пристойное в литературном плане нельзя сочинить вместо "солипсистского" монолога в духе затхлого доморощенного сюрреализма без намека на иронию?!

Я еще почему-то заранее предполагал, что перформанс строится на интерактиве, на спонтанном, импровизационном диалоге - ну как летом было у Тино Сегала, от которого у меня остались сильнейшие впечатления:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3639597.html

Тем более что у Рубио и Сегала, по большому счету, общая, сходная тематика: периоды жизни, стадии взросления, переход от детства к зрелости и далее. Но Сегал позволяет тебе вместе с перформером эти стадии буквально пройти, пережить. А Рубио заставляет лежать и слушать, как лучше или хуже обученная актриса несет никчемный совершенно поток сознания - "Сейчас пришло время вздохнуть с облегчением. Отдохнуть, насладиться запахами, закрыть глаза. Побыть. В тишине. Помечтать о чем-то добром, прекрасном, спокойном..." и т.п. - да еще и типовой, один на всех (койки расположены в общем зале, десять перформансов разыгрываются одновременно, но, естественно, синхронизировать их до звука невозможно и ненужно, поэтому хочешь не хочешь, а соотносишь голос твой непосредственной визави с тем, что доносится от соседских кроватей) - в чем тогда интерес, в чем важность задания?

Плюс ко всему, это уже чисто субъективный момент, я не очень люблю, когда меня малознакомые люди трогают, и вовсе не переношу, когда прикасаются к волосам, от этого я прям-таки в истерику впадаю; на сей раз обошлось, и я сдержался, да и актриса не слишком агрессивно вела себя (говорят, с утра они проявляли большую тактильную активность, под вечер, стало быть, устали...). С другой стороны, если уж трогать, так хватать прямо за... Хотя это, наверное, чересчур дорогое "удовольствие" было бы, тогда как 10-минутный сеанс перформанса стоит всего лишь... 1000 рублей. В таких случаях ддФ любит повторять - "это для тех, у кого денег больше, чем здравого смысла", но я не соглашаюсь, об них как истинный философ я сужу: халтура пошлая, но всяко безобидная, не считая того занятного обстоятельства, что спонсируется проект компанией, специализирующейся на производстве матрасов и кроватей, что автоматически по меньшей мере отчасти превращает художественную акцию в рекламную.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments